Главная » Слова благодарности » Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за природой зимой. Картотека прогулок

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за природой зимой. Картотека прогулок

Цели:

— формировать представление о свойствах снега;

— закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.

Ход наблюдения

Снег из тучи прилетел,

Лечь на землю захотел.

Ищет места — не найдет,

Задержался у ворот.

Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег — это очень много снежинок.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Почему скрипит снег?

♦ Где образуются снежинки? Почему?

♦ Какой на ощупь снег?

♦ Когда снег бывает мокрый, когда сухой?

♦ Из какого снега легче лепить? Почему?

♦ Что такое снег?

Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти одинаковые).

♦ На что похожи снежинки?

♦ Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему?

Трудовая деятельность

Уборка участка от снега.

Цель : учить собирать снег на носилки, ссыпать в определенное место.

Подвижные игры

«Гуси-лебеди», «Кто лучше прыгнет?».

Цели:

— продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры;

— закреплять умение прыгать.

Индивидуальная работа

«Хоккей».

Цель: учить прокатывать шайбу друг другу в парах.

— расширять знания воспитанников о погоде и природных явлениях, характерных для теплого времени года, и с помощью взрослого отгадывать загадки о них;

— продолжать формировать у дошкольников представления о роли и значении воды для живой окружающей среды;

— развивать интерес к тематическим литературно-художественным произведениям;

— учить детей внимательно слушать и пересказывать содержание;

— учить детей замечать прекрасное в природе окружающего их мира, восхищаться и любоваться им;

— воспитывать эстетическое чувство.

Формы активности: физическая, эмоционально-ценностная, художественно-эстетическая, речевая, познавательная (общая и логико-математическая), креативная.

Ход проведения прогулки в старшей группе детского сада

Воспитатель выводит малышей на территорию детского сада и начинает разговор.

— Малыши, кто из вас знает и может сказать: какое сейчас время суток? (Утро) Да, сейчас утро. Недавно вы проснулись и пришли в наш родной детсад. Но расскажите, что вы сделали после того, как проснулись? (Встали, оделись, умылись) Молодцы. Вот и наша природа также, как и вы, малыши: ночью сладко спит, а утром умывается. Давайте коснемся ладошкой травки (Дети выполняют предложенное задание) Какая она? (Мокрая) Правильно, травка мокрая. Это даже можно заметить, не касаясь ее: видите, какая она яркая, умытая, блестящая и свежая. Как вы считаете, почему травка такая? (Потому что на ней роса)

Педагог хвалит детей за внимательность и продолжает разговор.

— Роса — явление природы, которое мы наблюдаем утром. А выпадает она на травку и все вокруг еще раньше — ночью. Вы знаете, из чего состоит роса? (Из воды) Правильно. Вот какая травка с росой! Кто в открытой обуви – лучше не ступайте в нее, а то ножки будут мокрыми. Посмотрите внимательно: роса не только на траве. Где еще можно заметить ее? (На цветах, веточках деревьев и кустов.) Видите росистые капельки? Расскажите, какие они? (Маленькие, прохладные, прозрачные, мокрые, серебристые.)

Взрослый читает стихотворные строки.

На траве-травинке -

Бусинки-росинки,

Солнцем озаренные:

До чего ж красивые!..

Сколько здесь их у калитки!

Ими весь усыпан луг.

Нанизать бы их на нитки -

Хватит их для всех подруг!

И пока я так мечтала,

Солнце бусинки собрало.

Даже в травах под сосной

Не осталось ни одной!

Воспитатель. — Упала роса на все вокруг – земля посвежела, пробудилась от сна, ожила, засияла яркими красками. Давайте найдем росяную каплю, на которую упал лучик солнца. Какая она? (Педагог помогает малышам сделать выводы по наблюдениям: капелька красивая, блестящая, сверкает на солнышке, переливается, как драгоценный камешек.)

— Есть такая примета: если роса утром обильная и щедрая, днем будет сухо и ясно; а если росы нет – ждите дождя. Чем умываются травы, кусты, деревья, если не выпадает роса? (Дождиком.) А сегодня, как вы считаете, — должен пойти дождь? Почему вы так решили? (Ответы и объяснения детей.)

Взрослый предлагает малышам вспомнить, как они наблюдали за тем, как шел летний дождь.

Физкультминутка «Дождик»

Педагог читает стихотворные строки, а дети, став в круг друг за другом, двигаются в соответствии с текстом.

Кружит тучка надо мной.

Дождь веселый, дождь грибной.

(Обычная ходьба с поднятыми вверх руками)

Первые капли тяжело упали,

В воздухе свежо стало.

Дождь идти не спешил,

«Успею еще»,- он говорил.

(Передвижение медленным шагом, широко ступая)

Вдруг дождик оживился,

Встрепенулся – и полился:

И такой уж мелкий, сильный,

Мокрый и обильный…

(Бег в быстром темпе)

Умыла дождевая водичка

Лес, сад и цветам личика,

И огороды, и поля –

Стала чистой земля.

(Дети имитируют процесс умывания)

Малыши собираются вокруг педагога.

— Кому нужны дождик и роса? (Для всего живого: деревьев, кустов, трав, цветов) Правильно. Влага важна для всех: птицы, животные и люди также не смогли бы жить без нее.

— Летнее солнышко быстро поднимается высоко-высоко и своим теплом высушивает все вокруг. Посмотрите, что происходит с каплями росы? (Они становятся все меньше и потихоньку исчезают) Днем мы увидим росу на травке? (Нет) Как вы считаете, почему исчезают капли росы днем? (Их высушивает солнечные лучи) Да, молодцы.

Педагог предлагает детям послушать интересную сказку, которая расскажет им о приключениях капельки росы.

Капля росы

Рано утром на цветке розы проснулась Капля росы.

«Как я здесь оказалась? – думает Капля. – Вечером же была высоко в небе. Как я попала на землю?»

И захотелось ей снова в небо.

Пригрело Солнышко. Испарилась Капля, поднялась высоко в небо голубое, до самого Солнышка. Там тысячи других капель. Собрались они в темную тучу и скрыли солнышко.

«Чего вы меня заслонили от людей?» — разгневалось Солнышко. И послало на темную тучу огненную стрелу, загремел гром. Испугалась туча и рассыпалась. Пошел дождь. Упала Капля на землю.

«Спасибо тебе, Капля, — сказала Земля. – Так я соскучилась за тобой.»

Вопросы к тексту:

Понравилась вам сказочка?

Как она называется?

Расскажите, где побывала Капелька Росы.

Что почувствовала Земля, когда на нее вернулась Капля?

Как вы считаете, почему Земля так обрадовалась? (Ответы детей)

Педагог читает детям тематические загадки, а дети отгадывают их. Если дети затрудняются, воспитателю можно использовать соответствующие карточки-подсказки.

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все … (Солнце)

Приходит дружком

Вслед за снежком.

Льётся на скамейки

Из тучи – лейки… (Дождик)

По небу течет волшебная вата,

Такая пушистая, такая лохматая…

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

Заря-денница, молодая девица,

Гулять ходила, слезки обронила.

Месяц смотрел – и расстроился,

Солнышко встало – слезки собрало.

Итог. Рефлексия

— Молодцы, детки. Вы были очень внимательными. Посмотрите: уже совсем нет росы на листочках и травинках. Но эти животворные веселые капельки обязательно еще много раз вернутся к нам: щедрым обильным дождиком, вновь росой или густым туманом, а зимой – белыми снежинками.

Дети еще некоторое время прогуливаются по двору детского сада, а затем возвращаются в помещение.

Прогулка заканчивается.

Конспект зимней прогулки для старшей группы «В гостях у зимы»

Программное содержание:

· Уточнить представления детей о зимних явлениях природы;

· Совершенствовать ранее освоенные достижения в подвижных играх;

· Побуждать детей к проявлению творчества в активной двигательной деятельности;

· Развивать творческий потенциал, любознательность, умение анализировать;

· Воспитывать у детей выдержку, дружелюбие, положительные эмоции;

Словарная работа:

Продолжать учить употреблять в речи детей обобщающие слова, родственные слова с уменьшительно - ласкательным суффиксом и относительные прилагательные.

Методические приёмы:

Сюрпризный момент, загадки, наблюдение, пословицы, народные приметы, художественное слово.

Предварительная работа: метание в цель, ходьба по бревну, ползание, занятия на тему » Зимующие птицы«, «Хвойные деревья», заучивание народных примет, беседа о зиме, наблюдение на прогулке, чтение произведения Б.Сладкова «Лесные спаленки»

Литература:

1 «Учимся наблюдать и рассказывать» Елкина, Мариничева

2 «Детям о природе» Лучич

3 «Ознакомление дошкольников с природой» Веретенникова

4 «Подвижные игры зимой»

К детям в группу приходит Зима и просит отгадать загадку (кто я)

Кто, угадай-ка

Седая хозяйка?

Тряхнёт перинки-

Над миром пушинки. (зима)

Правильно, ребята, я Зима. Хочу пригласить вас на прогулку в зимнее царство и посмотреть, как вы умеете ориентироваться по карте, преодолевать препятствия, играть, читать стихи и веселиться. Чтобы вы добрались до моего зимнего домика, я вам дам карту, и вы узнаете какие препятствия вам необходимо преодолеть.

Дети идут на участок и читают условные обозначения.

1. Проходим по узенькой дорожке;

2. Проходим между пенёчками;

3. Подлезаем под дугу;

4. Съезжаем с горки;

5. Метание снежков в цель;

Посмотрите, мы попали в лес, а как называется этот лес? (хвойный, тайга). Назовите хвойные деревья, какие здесь изображены (ель, пихта, лиственница, сосна, кедр).

Заяц: за мной волк из леса гнался, еле убежал.

В: Ребята, давайте зайке поможем, прогоним волка и лису. (метание снежков в цель).

Заяц: Спасибо большое, ребята!

(дети приглашают зайца пойти с ними в гости к Зиме)

Обращают внимание на карту.

На пути встречается Снеговик.

В: Ты что такой грустный?

Снеговик: Меня дети слепили и забыли. Я один остался, у меня никого нет.

В: У тебя есть слова - родственники, сейчас ребята их тебе назовут (снег, снежинка, снегирь, подснежник, снегопад, Снегурочка). А сейчас, чтобы тебя развеселить, мы поиграем в подвижную игру «Снежки».

После игры дети приглашают Снеговика с собой.

Зима говорит детям, что они преодолели все препятствия, но их ждут ещё испытания. Обратить внимание на погоду зимой.

Зима: А сейчас я хочу вас познакомить с моими верными спутниками, а кто они вы узнаете, отгадав загадки.

Загадки о морозе, солнце, метели, снеге. Дети отгадывают загадки и одевают маски.

зима: А кто сидит здесь на кормушке? (зимующие птицы). Они тоже мои гости, назовите их (дети называют зимующих птиц).

А теперь, слуги мои верные, расскажите, чем занимались всю зиму?

Солнце - Я светило, но не грело.

Мороз - Я на реках мосты наводил, зверей спать укладывал, носы и руки морозил.

Снег - А я укутывал белым тёплым покрывалом траву, землю, деревья.

Метелица - Я уж постаралась: все дороги замела.

А вы, ребята, что зимой делали? (ответы детей)

Зима: А я в этом году суровой была, а чтобы стала добрее, придумайте мне ласковые слова (зимушка, зимочка, зимуля, зимка)

Да, после этих слов я стала намного добрее. Я слышу, что зимующие птицы хотят поиграть с вами в подвижную игру «Ловец птиц«(ловец ловит птиц и называет их названия «Я поймал снегиря»)

Ребята, вы играли со Снеговиком, с зимующими птицами, а со мной не играли. Давайте поиграем с вами в игру, вы мне расскажете почему изображения на картинке (лыжи, санки, дублёнка, ёлка, меховая шапка) ассоциируются со словом «зима».

Ребята, посмотрите какие грустные сидят, игрушки, им скучно без вас. А Зайчик опять плачет, он прилип губой к железке, помогите ему, что надо сделать?

Дети: полить тёплой водой или подуть.

Львёнок тоже расплакался. Что же с ним случилось?

Львёнок: Лапки замёрзли.

А давайте. Ребята, потрём варежкой лапки львёнка и согреем их ему.

А теперь идёмте строить горку для кукол, расчищать дорожки и украшать ёлку, а Зима пойдёт вместе с нами и будет смотреть, как вы трудитесь.

В: Ребята, вам понравилось в гостях у Зимы?

Зима: Вы мне тоже, ребята, очень понравились. Вы сегодня были ловкими, смелыми, легко преодолели все препятствия, хорошо читали стихи и хорошо потрудились. На следующий год я обязательно прийду к вам в гости. До скорой встречи!

Номинация: Детский сад, прогулки зимой в старшей группе, Конспекты занятий, НОД развитие речи
Название: Конспект прогулки для старшей группы, зимой «В гостях у зимы»


Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МКДОУ детский сад №17 комбинированного вида «Алёнущка»
Месторасположение: п. Свободный Свердловской области, Россия

Цели:

— формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает);

— учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.

Ход наблюдения

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел

За моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил.

Нарядилась и рябинка

В белый праздничный наряд,

Только гроздья на вершине

Ярче прежнего горят.

Воспитатель загадывает детям загадки, рассказывает о приметах.

♦ Текло, текло и под стекло легло. (Вода.)

♦ Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.)

♦ Декабрь год кончает — зиму начинает.

♦ Теплая зима к холодному лету.

♦ Солнце летом греет, а зимой морозит.

Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью. Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза. День становится короче, а ночь длиннее.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ За каким месяцем идет декабрь?

♦ К какому времени года относится ноябрь?

♦ Как изменился общий вид участка по сравнению с осенью?

♦ Зачем засыпают корни деревьев снегом?

♦ Как одеваются люди зимой и осенью?

Трудовая деятельность

Засыпка корней деревьев снегом.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

Подвижные игры

«Попади в обруч», «Парный бег».

Цель: продолжать учить бегать парами, кидать снежки в цель.

Индивидуальная работа

Упражнения на скольжение.

Цель : учить с разбега скользить по ледяным дорожкам.

Прогулка в старшей группе.
Цель: Повысить мотивацию и интерес детей к прогулке.
Задачи:
-Развитие коммуникативных навыков.
-Расширение и уточнение словаря.
-Умение вести наблюдение за окружающим миром.
-Умение играть в командные игры.
-Развитие общей моторики.
-Развитие оптико-пространственных отношений.
-Приобщение детей к трудовой деятельности.
Материалы и оборудование:
-спортивный инвентарь (обручи, деревянные палочки, мяч).
-ведра, лопаты, две пластиковые бутылки (объем 1 литр), мыльные пузыри, схема детской площадки (карта сокровищ), коробка с <<сокровищами>> (сухое печенье, золотые и серебряные шоколадные медальки).
Ход прогулки:
1.Организационный момент. Активизация внимания.
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.
Педагог:
- Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).
- Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей).
- Как вы думаете, какая бывает зима? (снежная, суровая, морозная, злая….)
- А какими забавами нас встречает зима? (катание на лыжах, на санках, на коньках, игра в снежки, катание с горки.)
- А, давайте, ребята, мы с вами тихонечко оденемся и поиграем на прогулке в интересную игру.
В: Ребята, встаньте в полукруг. Смотрим глазками на меня.
Д: Смотрят на воспитателя.
В: Собираются ребята
Вместе весело играть
И конечно не забудут
Правил несколько назвать.
Д: На площадке надо быть осторожными, не толкать товарища, самостоятельно не кататься с горки. Уметь делиться игрушками и т.д.
В: Молодцы!
2.Расширение знаний детей об окружающем мире.
Наблюдение за снегом. В декабре часто бывают снегопада, появляются низкие тучи, все вокруг темнеет и начинает падать снег: кажется, что с неба сплошным потоком летит пух. Все вокруг наполнено движениями и удивительной тишиной. Рассказать детям о снегопаде, узнать их отношение к нему. Обратить детей на красоту природы, когда снег только-только ложиться. Провести эксперимент с падающими снежинками на ладонь
В: На прошлой прогулке мы говорили о снеге. Рассматривали снежинки через лупу и что увидели?
Д: Снежинки между собой сцеплены лучиками. Между снежинками есть пространство заполняемое воздухом (кислородом). Снег легкий и пушистый.
.
В: Посмотрите вокруг, сколько деревьев, кустов. Какие они?
Д: Они без листьев.
В: Да, зимой деревья отдыхают, набираются сил. Но почему же они не мерзнут? Оказывается, снег может сохранять тепло. Чем больше снега под кустиком, тем ему теплее. Попробуем в этом разобраться.
У меня в руках 2 пластиковые бутылочки наполненные теплой водой. Можете убедиться сами.
Д: Трогают бутылочки руками.

В: Одну бутылочку мы оставим на видном месте, а другую закопаем в снег. В конце прогулки проверим, какая бутылочка теплее.

Д: Помогают воспитателю присыпать бутылочку снегом.

3.Развитие общей моторики. Подвижная игра <<Снежинки>>.

В: Сейчас мы все превратимся на время в снежинок. У меня в руках 3 обруча. Ребята, которым я их раздам, постараются образовать самую большую и красивую снежинку. Для этого им надо поймать обручем как можно больше ребят (снежинок).

Д: Под музыкальное сопровождение дети кружатся и бегают. Тот ребенок кого поймали, тоже берется за обруч и уже вместе с тем кто его поймал, ловит других детей.

В: Выключает музыку и подводит итог игры (игра может повторяться 2-3раза).

4. Приобщение детей к труду.

В: Ребята мы так разыгрались, что даже не заметили, сколько снега намело на площадке. Разделитесь на пары. Я раздам вам ведерки и лопаты. Мы не просто будем очищать площадку, а утеплим собранным снегом деревья и кустики.

Д: Объединяются в пары. При помощи лопат наполняют ведерки снегом и вместе высыпают его под дерево.

В: Ведет наблюдение за детьми. Говорит о том, что рыхлый снег лучше сохраняет тепло, поэтому его не нужно притаптывать.

Пока дети заняты, воспитатель незаметно подбрасывает под один из кустов карту (свернутую в рулон и обернутую яркой подарочной бумагой).

В: Хвалит детей. Говорит о том, что все деревья уже хорошо утеплены.

5. Развитие оптико-пространственных отношений. Предложить детям сюжетно-ролевую игру <<Путешествие за сокровищами>>.

Д: Один из детей находит карту и внимательно ее осматривает, подзывая других ребят.

В: Ой, дети, а что это вы здесь нашли? Разворачивает рулон и показывает детям. Ребята, да ведь это же карта. Что на ней изображено?

Д: Наша площадка.

В: Посмотрите на карте нарисованы сокровища. Значит, они где-то здесь спрятаны. А кто обычно ищет сокровища?

Д: Пираты, путешественники.

В: Достает пиратские платки и шляпы. Выбирает 3 детей, которые будут возглавлять путешествие. Ну, что в путь?

Дети вместе с воспитателем преодолевают ряд препятствий: прыжки по обручам, бег змейкой, съезжают с горки, скачут парами на конях (спортивных палочках), пробегают сквозь мыльные пузыри. Находят сокровища. УРА!!!

В: Только вот наш сундучок никак не открыть. Кто знает стихи, какие-нибудь скороговорки? Расскажите.

Д: Рассказывают несколько стишков.

В: Молодцы! Вот и открылся сундучок.

Д: Заглядывают в коробочку и радуются видя сладости. Также находят новый мячик.

В: Вы молодцы! Я вами горжусь! Когда вернемся с прогулки, то обязательно разделим сокровища на всех. Согласны?

В: А, вот в мячик вы можете поиграть сейчас.

6. Самостоятельная игровая деятельность детей. Игра <<Съедобное-несъедобное>>.

В: Предлагает детям встать в круг и сыграть в игру <<съедобное-несъедобное>> всем вместе.

Предложить выносной материал. Дети придумывают игры с этим материалом, а воспитатель троих ребят отводит в сторонку для проведения с ними индивидуального занятия.

7. Индивидуальное занятие по отрабатыванию пространственных понятий.

В: Раздает 3 ребятам по обручу. Мы с вами тоже поиграем. Я буду произносит разные инструкции, а вы с помощью обруча постараетесь их выполнить.

Встаньте в круг

Выйдите из круга

Наденьте обруч на руку

Поднимите его над головой

Встаньте рядом (около) обруча

Перепрыгнете через обруч

Встаньте перед обручем

Встаньте за обручем

Спрячьте обруч за спину и т.д.

Д: стараются выполнить задания.

В: Умники!

Подзывает всех остальных. Воспитатель напоминает детям о бутылочках с водой. Сравнивает их вместе с ребятами по температуре. Выясняется, что бутылочка которая стояла на открытом пространстве, значительно холоднее той, которая была присыпана снегом. Тем самым подтверждается то, что снег сохраняет тепло. Затем воспитатель просит всех принять участие в сборе игрушек и спортивного инвентаря.

Все молодцы!

Д: Собирают игрушки и строятся парами.

Вместе с воспитателем отправляются в группу.

8. Итог прогулки.

В группе детского сада дети совместно с воспитателем обсуждают прогулку. Что понравилось? Что запомнили? После обеда воспитатель угощает детей печеньем.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта