Главная » Сценарии  » Понятие и сущность экологического воспитания дошкольников. Сущность понятия экологического воспитания детей в детском саду

Понятие и сущность экологического воспитания дошкольников. Сущность понятия экологического воспитания детей в детском саду

Во все времена процесс воспитания рассматривался и как отдельный, самостоятельный вид деятельности педагогов и воспитателей.

Характеристика истории формирования непрерывного экологического образования и воспитания обусловлена развитием идей, суждений, концепций об экологии как науке и о сущности экологических знаний как продукта образования.

Процесс формирования системы непрерывного экологического образования отражает опыт, накопленный в мировой и российской педагогике, с другой - специфику эколого-географических, демографических условий жизни и деятельности населения.

Уже в V веке до новой эры возникло учение о зависимости развития человеческого общества от окружающих природных условий. Родоначальник этого учения - Гиппократ (480-377 гг. до н. э.) в своей книге «О воздухах, водах и местностях» писал о прямой связи состояния здоровья населения и успеха в лечении многих болезней от климата .

Наиболее глубокие суждения о взаимодействии природы и общества характерны для Страбона, который в своей знаменитой книге «География» показал важность учета географических особенностей страны в управлении и военном деле.

Уже в Древней Греции сформировалось научное направление о взаимосвязях и взаимозависимости природы в целом (ландшафты), отдельных ее компонентов (климат, почвы, животный мир) и общества. И не только общества, но и отдельно взятой личности.

Идеи влияния природы на человека и общество прослеживаются и в трудах философов, географов Древнего Востока. В средневековом Китае сформировались убеждения о влиянии природного фактора на различные аспекты общественной жизни .

Таким образом, в древнем мире появились условия для приобщения людей к знаниям о взаимосвязях природы и человека, общества, жизни и деятельности населения, различных его социальных групп.

Новая волна идей о взаимосвязях природы, человека и общества, природы и хозяйственной деятельности народов связана с французскими учеными. Шарль Луи Монтескье, Жорж Бюффон, Жан Ламарк явились авторами книг о влиянии климата на человека и общество, об эволюции взаимодействия животного и растительного мира, человека и среды обитания.

Конец XVIII и начало XIX века сыграли важную роль в новых подходах к пониманию окружающей среды и месте в ней человека.

Развитие генетики в XX веке привело к пониманию организмов как запрограммированных систем, поддающихся перепрограммированию (видоизменениям) при наличии соответствующих научных знаний и технических методов.

Новое понимание проблемы устойчивого развития окружающей среды привело к определению комплекса целей экологического образования и воспитания.

В России учение о взаимодействии природы и человека развивалось со значительным отставанием. Впервые система взглядов о влиянии человека на общество была опубликована Ю. Ю. Крижаничем в его книге «Политика» (1663-1666 гг.).

Важную роль в осмыслении особенностей воздействия природы на общество оказали реформы Петра I.

В русской науке XVII-XIX вв., как и в западноевропейской, параллельно преодолению религиозно-мистических концепций развивается идея географического детерминизма .

К концу XVIII века в России сформировалась идея о том, что человек не только подвержен воздействию природы, но и сам влияет на нее.

В первой половине XIX века К. Вэр в работе «О влиянии внешней природы на социальные отношения отдельных народов и историю человечества» писал о значении знаний об особенностях местности и ее природы в изучении социальных условий населения.

Важную роль в развитии научного понимания взаимосвязей и взаимовлияния природы и человека сыграли труды К. И. Арсеньева.

Основоположник научной педагогики России К. Д. Ушинский дал наиболее полный и глубокий анализ взаимодействия природы и общества.

Таким образом, с XVII до первой половины XIX века в русской науке сформировалась совершенно самостоятельная точка зрения о влиянии природного фактора на исторический процесс в России, о взаимодействии компонентов природы и живых организмов, о взаимоотношениях природы и общества.

Эпохальное значение имеет научная деятельность В. И. Вернадского (1863-1945 гг.). Академик В. И. Вернадский - ученый с мировым именем, основоположник геохимии и биогеохимии - провел массу исследований, имеющих прямое отношение к проблемам экологии.

XX век стал главной вехой на пути формирования современной концепции экологического образования.

Конец XX и начало XXI века являются новым, чрезвычайно плодотворным периодом развития концепций экологического образования.

В условиях перехода России на модель устойчивого развития экологическое образование и воспитание населения приобретает приоритетное значение.

На сегодняшний день Россия располагает необходимым потенциалом для перехода к устойчивому, экологически безопасному развитию.

Вопросы экологического образования и воспитания стали одной из главных задач органов управления.

Начало XXI века - это новый этап развития экологического образования, воспитания и просвещения.

Приоритетными направлениями экологического образования в ряде стран стали: социальная направленность экологических знаний, их экономическое содержание, политика переработки отходов и личное поведение каждого в окружающей среде с целью воспитания экологического сознания, ориентированного на действие.

Началом создания системы экологического образования в России было широкое просвещение населения в начале XX века.

В результате, продекларированная в 90-х годах XX века идея создания системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения не реализована и в начале XXI века.

Мировое экологическое движение - одна из эффективных форм деятельности всех социальных групп населения и учащихся всех категорий в области охраны окружающей среды. Ведущими факторами реализации непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения являются научно обоснованные цели и адекватные им задачи, решение которых может гарантировать достижение качества экологиче­ской образованности и воспитанности населения.

Список литературы:

  1. Карпенко С.Х. Экология и современное образование. Машиностроитель. 2011. № 7. С. 49-56.
  2. Семенова Е.В. Из истории экологического образования. Актуальные направления научных исследований XXI века. 2015. Т. 3. С. 108-112.
  3. Чуйков Ю.С. История экологии и экологического образования. Астраханский вестник экологического образования. 2001. № 2. С. 79.

Самостоятельные работы

Для студентов заочной формы обучения

По дисциплине «Основы природоведения и методика ознакомления с природой»

Группа 2 з

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

  1. Содержание основных понятий
  2. Составить структурно-логическую схему «Связь методики дошкольного природоведения с другими науками»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2

Тема: Концепция экологического воспитания дошкольников

Концепция - это система взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение. Концепции - новые документы, появившиеся лишь в последнее время, с них начинается создание любого нового направления.

Они определяют его цели, задачи, содержание, формы организации и другие значимые параметры. В 1989 году была создана первая Концепция воспитания детей дошкольного возраста, провозгласившая новый - личностно-ориентированный -подход в педагогике.

Концепция экологического воспитания дошкольников по С.Н.Николаевой (Приложение 1) - это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления дошкольной педагогики. Концепция позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений.

Задания
Прочитайте Концепцию экологического воспитания детей дошкольного возраста, дайте письменно ответы по следующим вопросам:

1. Сколько разделов в Концепции и как они называются? Какие ведущие идеи они в себе несут?
2. Что составляет сущность экологического воспитания детей? В чем заключается его содержание?
3. Каковы цель и задачи экологического воспитания?

4. Что важнее: усвоение экологических знаний или выработка отношения к природе? Могут ли категории "знания" и "отношение" обойтись друг без друга?

5. Что входит в понятие "показатели экологической воспитанности детей"?

6. Почему воспитатель должен стать носителем экологической культуры? Что составляет ее содержание?
7. Какие методы являются значимыми в экологическом воспитании детей? Чем они отличаются от традиционных методов дошкольной педагогики?



8. Какое значение для экологического воспитания детей имеет система управления? Каковы организация и управление этим процессом в ДОУ?

Приложение 1.

Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста

(по С.Н. Николаевой, 2013)

Введение

Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии - это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшее людей в последнем столетии, - вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой.
К плохой среде обитания, загрязненным воде, воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети. Дети России находятся в особо неблагоприятных условиях.

Экологическое положение России по ряду моментов значительно хуже, чем в странах Западной Европы и Америки. Россия является регионом планеты, который вносит Проверено существенный вклад в развитие и сохранение отрицательных глобальных экологических тенденций.

В России значительные локальные экологические нарушения - имеется большое количество ареалов с катастрофически деформированной природой, в которых происходит деградация почв, заиление малых рек и пресноводных водоемов, отмечается высокая концентрация загрязнителей в воздухе, воде, почве. Из-за этих нарушений ареалы потеряли способность к самоочищению и самовосстановлению, их развитие идет в направлении полного разрушения и распада.

Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения - его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. В итоге: люди рубят сук, на котором сидят. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления - это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.

Данная концепция опирается на ведущие международные и отечественные документы: материалы форума в Рио-де-Жанейро в 1992 году, документы 1-й Межправительственной конференции по вопросам образования в области окружающей среды (Тбилиси, 1977) и Международного конгресса «Тбилиси + 10» (Москва, 1987), Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991), «Постановление об экологическом образовании», выработанное совместно Министерством образования и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (1994).

Концепция опирается на ведущие материалы в области образования, имеющие для нее непосредственное значение: Концепцию дошкольного воспитания (1989) и Концепцию общего среднего экологического образования (1994). Первая позволяет ассимилировать передовые гуманистические идеи личностно-ориентированной модели воспитания дошкольников и обеспечить связь экологического воспитания со всей сферой воспитания детей этого возраста. Вторая - является ориентиром в вопросах содержания экологического образования в звене, которое непосредственно примыкает к дошкольному периоду и таким образом позволяет обеспечить преемственность и взаимосвязь двух звеньев в системе непрерывного экологического образования.

Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.

Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.

В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.

Взаимодействие человека с природой - второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей - социальной экологии, экологии человека - не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.

Итак, в основе экологического воспитания - адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры - базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Природа планеты - уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или
духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Они сводятся к следующему:

Создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;

Создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;

Систематическое повышение квалификации педперсонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

Осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;

Выявление уровня экологической культуры - реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта : передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.

Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по ее законам.

Это тем более важно для России, спецификой которой являются большая протяженность и географическое разнообразие. Исторически сложившееся благоговейное отношение народов России к природе представлено в настоящее время ярко выраженной природоохранной тенденцией в образовании. Можно отметить и тот факт, что в России не прижился термин «образование в области окружающей среды», который принят во всем мире и который отражает антропоцентрические тенденции во взаимоотношении человека с природой. Термин «экологическое образование», соединяющий в себе изучение природы, ее охрану, взаимодействие человека с природой, среду его обитания, соответствует российской специфике и решению существующих экологических проблем средствами образования.

Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями.

В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг:
связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития;

Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.

Первая и вторая позиции - это классическая экология, ее основные разделы: аутэкология, рассматривающая жизнедеятельность отдельно взятых организмов в их единстве со средой обитания, и синэкология, вскрывающая особенности жизни организмов в сообществе с другими организмами на общем пространстве внешней среды.

Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Важным аспектом при этом является рассмотрение труда людей как средообразующего фактора.

Третья позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов - сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них. А также внести понимание единства в многообразие форм живой природы - дать представление о группах сходных растений и животных, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладываются понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.

Четвертая позиция - это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах потребление и использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов). Ознакомление с этими явлениями позволяет начать вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.

Все обозначенные позиции содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста согласуются с содержанием общеобразовательной области «Экология», представленной в Концепции общего среднего экологического образования. Этап дошкольного детства можно рассматривать в плане ее пропедевтики.

Экологические знания, предназначенные для детей, отвечают моменту «истины» в общечеловеческих ценностях. «Добро» и «красоту» дети обретают в процессе трансформации знаний в отношение.

"Отношение" - Конечный результат экологического воспитания

Передача экологических знаний - это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателем личностно-ориентированных методов работы с детьми. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе. Отношение разных детей неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент.
Преобладание познавательного аспекта в отношении - это ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе.

Об эстетической направленности отношения можно говорить, если внимание ребенка сосредоточено на внешних (сенсорных) качествах явления, что влечет за собой оценочные суждения. При ярко выраженной гуманистической направленности отношения имеют место сочувствие, обеспокоенность, действенная готовность к оказанию помощи.

Самостоятельная деятельность ребенка осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями и является интерпретацией усвоенной информации. Факт наличия такой деятельности - показатель отношения ребенка к тому содержанию, которое она в себе несет.
В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности :
сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;

Практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.);

Создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира - комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку (животных);

Экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;

Речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова);

Наблюдение - самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе;

Просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания - деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

Наблюдение за самостоятельностью детей, анализ ее содержания позволяют воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.

Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребенка.

Воспитатели ребенка - носители экологической культуры

Ребенка воспитывают родители, гувернер, педагоги детского сада - все они обязаны обладать экологической культурой.

Воспитатель - главная фигура педагогического процесса в том числе и экологического воспитания.
Три стороны его личности определяют результат его деятельности - продвижение детей по пути обретения начал экологической культуры:

Понимание экологических проблем и причин, их порождающих, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить ее;

Профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания дошкольников, понимание целей и задач экологического воспитания, систематическая реализация конкретной технологии в практике работы с детьми, творческий поиск в ее совершенствовании;
общая ориентация и практикование новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы проживания детей в детском саду, забота о физическом и психическом здоровье, использование личностно-ориентированных методов воспитания, индивидуализация в работе с детьми и семьей.

Экологическая культура не может складываться без осознания существующей в настоящее время экологической ситуации. Понимание глобальных, общепланетарных проблем, экологических проблем России (своей страны) и ориентировка в экологическом неблагополучии своего региона, места проживания создают обеспокоенность и неравнодушие, дают воспитателю кругозор и стимул к проведению разнообразной педагогической работы. Это - общечеловеческий, общегражданский фундамент - начало экологической культуры любого человека, который определяет его мировоззренческую позицию и характер поведения. На этом фоне легко происходит осмысление целей и задач экологического воспитания дошкольников.

Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами экологического воспитания. Можно выделить пять групп методов, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности.

Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ - главный метод экологического воспитания детей. Он направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отслеживание объектов -результатов выращивания - позволяет корректировать складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер. Зеленая зона детского сада позволяет организовать круглогодичное содержание и выращивание растений и животных. Хорошие результаты в экологическом воспитании достигаются, когда этот метод сочетается с опытничеством и моделирующей деятельностью. Забота о вещах, практическое участие в их починке и обновлении также способствуют выработке у детей необходимых практических умений.
Наблюдение - метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.

Организация длительных наблюдений (циклов) - это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их морфофункциональной приспособленности. Наблюдение - это главный способ формирования у дошкольников конкретных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления. Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих видов детской деятельности: игровой, изобразительной, труда в природе, общения с ней, речевой,

Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания. Работа с календарями природы, знакомство с изо-продукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами (художественных картин, музыкальных и литературных произведений), предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы, - позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой.

Метод наглядно доказывает: природа вдохновляет людей, воздействует на их чувства, побуждает создавать прекрасное. Не только сама природа, отраженная различными способами в предметах и произведениях искусства, но и деятельность людей, их создающих, становятся центром внимания дошкольников. Одним из вариантов «метода отраженной природы» являются игровые обучающие ситуации, которые воспитатель включает в разные формы экологической работы с детьми.
Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности. Слово в той или иной форме и степени сопровождает любую деятельность, в экологическом воспитании оно может выполнять три важные функции. В форме диалога (разговора, обсуждения) как наиболее личностного способа взаимодействия взрослого с ребенком происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней. Через «монолог» (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний. Очень важна третья форма речевого воспитания - проведение построенной в определенной логике беседы с детьми, в которой формируются понимание связей в природе, зависимости жизни живого объекта и среды обитания, происходит осознание закономерности явлений. С помощью такой беседы дошкольники выходят на новый (обобщенный) уровень понимания явлений природы. Это начало формирования экологического мышления, экологического сознания.

Методы лишь условно (теоретически) разделены на группы; в практике экологического воспитания детей воспитателем-мастером они используются в комплексе в рамках той или другой конкретной технологии.

Воспитатель, обладающий экологической культурой, должен иметь развитую наблюдательность, которая, с одной стороны, ему позволяет постоянно видеть в природе новые явления, их особенности и качества, а с другой - замечать и оценивать развивающиеся личностные качества в каждом его воспитаннике. Хорошо развитая наблюдательность -одно из свойств педагогического мастерства - в случае экологического воспитания является особо значимой, так как постоянно обогащает профессионализм воспитателя в области контакта с природой и детьми.

Экологическая культура воспитателя (специалиста дошкольного воспитания) приобретает массовый характер при условии перестройки системы образования в педколледжах (педучилищах) и пединститутах. Изменение должно затронуть прежде всего основной предмет - методику ознакомления детей с природой: необходимо ее преобразование в методику экологического воспитания. В рамках нового курса студенты педколледжа (педучилища) должны освоить основы экологии (специально разработанный для воспитателей практический курс) и соответственно методику экологического воспитания дошкольников.

Педагогический вуз к этому практическому базису добавляет теоретический аспект: философские, психолого-педагогические, медицинские основы экологического воспитания. Широта экологической культуры позволит специалисту с высшим образованием на должном уровне реализовать практику методической преподавательской, исследовательской или организаторски-управленческой деятельности.

«Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста» С. Н. Николаевой (1996) представляет собой нормативно-регулятивный документ в области экологического образования детей дошкольного возраста. Концепция позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений. Как начальное звено экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.

Начальным этапом всей экологической работы с детьми С. Н. Николаева выделяет процесс передачи детям знаний, информации о мире природы. Конечным же итогом этой деятельности, по ее мнению, должно стать формирование у каждого ребенка определенного типа отношения к природному окружению (познавательного, эстетического или гуманистического). Показателем Э образованности и воспитанности необходимо считать практические действия человека по отношению к природной среде. Базовой основой ЭО дошкольников является традиционно сложившаяся система ознакомления детей с природой.

СОДЕРЖАНИЕ экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по ее законам.

Трансформация знаний в отношения происходит, если педагог реализует личностно-ориентированные методы работы с детьми. Формой выражения субъектного отношения к природе является самостоятельная деятельность.

Носителем Э культуры в детском саду надо рассматривать воспитателя, он является решающим фактором ЭВ детей. Три стороны его личности определяют результат его деятельности - продвижение детей по пути обретения начал экологической культуры:

1) понимание Э проблем и причин, их порождающих. Ощущение каждым педагогом гражданской ответственности в сложившейся ситуации и готовность ее изменить.

2) профессионализм и педагогическое мастерство: владение методиками ЭВ дошкольников, осознание педагогом целей и задач этой деятельности, систематическая реализация различных технологий развития, воспитания и образования в практике работы с детьми.

3) общая ориентация педагога в практике новой гуманистической модели ЭВ: создание благоприятной атмосферы проживания детей в детском саду, забота об их физическом и психическом здоровье, использование личностноориентированных методов работы.

Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профес-сионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами экологического воспитания. Можно выделить следующие группы МЕТОДОВ, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности.

1. Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и под-держанию необходимых условий жизни для живых существ - главный метод экологического воспитания детей.

2. Наблюдение - метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.

3. Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания.

4. Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности.

Методы лишь условно (теоретически) разделены на группы; в практике экологического воспитания детей они используются в комплексе в рамках той или другой конкретной технологии.

www.maam.ru

Методика экологического воспитания дошкольников Концепция? это система взглядов на какоелибо явление.

2.4.1. Концепция экологического воспитания дошкольников С. Н. Николаевой

2.4.2. Принципы отбора знаний о природе для детей дошкольного возраста

2.4.4. Алгоритм анализа программ

2.4.5. Экологическое образование детей дошкольного возраста в существующих программах

а) комплексных

2.4.1. Концепция экологического воспитания дошкольников

С. Н. Николаевой

(С. Н. Николаева, «Методика экологического воспитания дошкольников»)

Концепция - это система взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение. Концепция - новые документы, с них начинается создание любого нового направления. Они определяют цели, задачи, содержание, формы организации и другие значимые параметры.

Концепция экологического воспитания дошкольников - это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления дошкольной педагогики. Концепция позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений.

В 1989 году была создана первая Концепция воспитания детей дошкольного возраста, провозгласившая новый - личностно-ориентированный подход в педагогике.

Введение

Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии - это проблемы, которые касаются каждого государства.

В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшее людей в последнем столетии, - вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой.

К плохой среде обитания, загрязненным воде, воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети. Дети России находятся в особо неблагоприятных условиях.

Экологическое положение России по ряду моментов значительно хуже, чем в странах Западной Европы и Америки. Россия является регионом планеты, который вносит существенный вклад в развитие и сохранение отрицательных глобальных экологических тенденций.

В России значительные локальные экологические нарушения - имеется большое количество ареалов с катастрофически деформированной природой, в которых происходит деградация почв, заиление малых рек и пресноводных водоемов, отмечается высокая концентрация загрязнителей в воздухе, воде, почве. Из-за этих нарушений ареалы потеряли способность к самоочищению и самовосстановлению, их развитие идет в направлении полного разрушения и распада.

Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения - его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. В итоге: люди рубят сук, на котором сидят. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления - это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.

Данная концепция опирается на ведущие международные и отечественные документы:

  • материалы форума в Рио-де-Жанейро в 1992 году,
  • документы 1-й Межправительственной конференции по вопросам образования в области окружающей среды (Тбилиси, 1977) и Международного конгресса «Тбилиси + 10» (Москва, 1987) ,
  • Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991) ,
  • «Постановление об экологическом образовании», выработанное совместно Министерством образования и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (1994) .

Концепция опирается на ведущие материалы в области образования, имеющие для нее непосредственное значение:

  • Концепцию дошкольного воспитания (1989)
  • Концепцию общего среднего экологического образования (1994) .

Первая позволяет ассимилировать передовые гуманистические идеи личностно-ориентированной модели воспитания дошкольников и обеспечить связь экологического воспитания со всей сферой воспитания детей этого возраста.

Вторая - является ориентиром в вопросах содержания экологического образования в звене, которое непосредственно примыкает к дошкольному периоду и таким образом позволяет обеспечить преемственность и взаимосвязь двух звеньев в системе непрерывного экологического образования.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии и к людям, охраняющим и созидающим ее, а также и людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе как к части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

  • передачу экологических знаний
  • и их трансформацию в отношение.

Знания являютсяобязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом.

  • Связь растительных и животных организмов со средой обитания.
  • Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов
  • Человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность
  • Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств

«ОТНОШЕНИЕ» - КОНЕЧНОЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:

Сюжетно-ролевая игра

Материал с сайта ffre.ru

Методика экологического образования - Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Концепция - это система взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение. Концепции - новые документы, появившиеся лишь в последнее время, с них начинается создание любого нового направления.

Они определяют его цели, задачи, содержание, формы организации и другие значимые параметры. В 1989 году была создана первая Концепция воспитания детей дошкольного возраста, провозгласившая новый - личностно-ориентированный -подход в педагогике.

Концепция экологического воспитания дошкольников - это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления дошкольной педагогики. Концепция позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений.

Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста (С. Н. Николаевой) опирается на опирается на ведущие материалы в области образования, имеющие для нее непосредственное значение: Концепцию дошкольного воспитания (1989) и Концепцию общего среднего экологического образования (1994) .

Первая позволяет ассимилировать передовые гуманистические идеи личностно-ориентированной модели воспитания дошкольников и обеспечить связь экологического воспитания со всей сферой воспитания детей этого возраста.

Вторая - является ориентиром в вопросах содержания экологического образования в звене, которое непосредственно примыкает к дошкольному периоду и таким образом позволяет обеспечить преемственность и взаимосвязь двух звеньев в системе непрерывного экологического образования.

Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.

В Концепцииэкологического воспитания детей дошкольного возраста говорится, что: в основе экологического воспитания - адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Они сводятся к следующему:

Создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;

Создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;

Систематическое повышение квалификации педперсонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

Осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;

Выявление уровня экологической культуры - реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.

Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. При этом содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:

Связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития;

Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;

Человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;

Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.

В Концепцииэкологического воспитания детей дошкольного возраста указывается, что "Отношение" - конечный результат экологического воспитания. Передача экологических знаний - это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателем личностно-ориентированных методов работы с детьми.

Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка . Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе.

В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:

Сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;

Практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе) , а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.) ;

Создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;

Общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира - комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку (животных) ;

Экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;

Речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова) ;

Наблюдение - самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе;

Просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания - деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

В Концепции указывается, что воспитатель – это главная фигура педагогического процесса в том числе и экологического воспитания.

Источник spargalki.ru

Предварительный просмотр:

Введение

К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность.

В. А. Сухомлинский

В настоящее время из – за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. В последние годы в детском саду наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников. Если раньше в программах было единое и в какой-то степени расплывчатое «ознакомление детей с природой», то сейчас требования к содержанию образования дошкольников повышены за счет введения трех основных направлений экологического образования:

  • Развитие элементарных естественно – научных представлений;
  • Развитие экологической культуры детей;
  • Развитие представлений о человеке в истории и культуре.

Большое значение для развития экологического воспитания является воспитание культуры мышления, приобретение новых знаний путем логических рассуждений, развитие логического мышления.

Что же такое экологическое воспитание? Это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии. Экологическое воспитание равноценно действует на умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе.

Как доказано психологами, для детей дошкольного возраста характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Поэтому основные сведения об экологии дети усваивают не вербальным, а наглядным методом. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь.

Существует три уровня ознакомления дошкольников с природой.

Первый – самый низкий. Он предусматривает ознакомление с отдельными фактами (объектами, явлениями) вне связи друг с другом. При организации педагогического процесса на этом уровне дети приобретают определенную сумму знаний о строении и свойствах живых и неживых объектов, овладевают необходимыми трудовыми операциями.

Второй– подразумевает ознакомление детей с различными формами взаимодействия объектов, установление причинно – следственных связей, действующих в природе. Как и первый, второй уровень не теряет своего значения. Он позволяет усваивать более сложные представления и понятия.

Третий уровень– все объекты и явления рассматриваются во взаимосвязи, а также в связи со средой обитания.

Для перехода к третьему уровню требуется наличие двух условий:

  1. Накопление у детей достаточного объема знаний о природе.
  2. Появление у них способности к абстрактно – логическому мышлению.

Непременным условием успешного осуществления экологического воспитания и образования является правильная постановка работы по ознакомлению с природой и формированию естественно – научных представлений.

Экологическое воспитание рассматривается как высшая форма ознакомления с природой. Ведущим принципом является научность. Детям необходимо давать только правильные знания.

Ведущими методами экологического образования являются наблюдения, эксперименты и собственно продуктивная деятельность в природе.

Исходя из выше сказанного, хочу отметить, что разрабатывая свою педагогическую концепция развития личности, я не могла не затронуть экологическое воспитание.

Проживая в Саратовской области, особое внимание заслуживают региональные подходы к экологическому образованию «Концепции непрерывного экологического образования и воспитания населения Саратовской области» уже почти десять лет. В ней впервые были представлены как единое целое все звенья образовательной и воспитательной системы.

Процесс воспитания экологической культуры может быть успешным, если он осуществляется непрерывно, начиная с дошкольного возраста.

Что же такое экология? Что она изучает? Воздух, вода и вся другая неживая природа, называется окружающей средой. Экологические системы везде свои – в лесу, в озере, в океане.

Взаимодействие растений, животных и окружающей среды изучает наука экология.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

  1. Дать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе; способствовать формированию понимания ребенком того, что Земля – наш общий дом, а человек – часть природы. Ф. Тютчев писал: «А ведь в природе, как и в человеке, есть душа, в ней свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык».
  2. Развивать у детей эмоционально – положительное отношение к живой природе, на красоту и совершенство живых форм; знакомить с флорой и фауной города Энгельса.
  3. Формировать у детей элементарное представление о работе своего организма и приобщение к ценностям здорового образа жизни.
  4. Воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.

Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития.

Какие формы и методы использую я в своей работе? Это игры, беседы, экскурсии в парк, в краеведческий музей, игры – сказки, инсценирование, праздники, наблюдения на прогулках, в утренние приемы, в вечернее время. В образовательных областях провожу викторины.

В группе есть мини – лаборатория, включающая в себя: лупы, пробирки, песок, полезные ископаемые и т.д. Провожу на открытых мероприятиях занятия с элементами проектной деятельности. В младших группах был создан центр «Песок – вода».

Проект в средней группе «Моря, океаны».

На базе ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6» создана опытно – экспериментальная площадка, где постоянно проходят семинары, методические объединения.

Формы этих семинаров следующие: теоретическая часть и практические занятия.

Концепция нацеливает на использование нетрадиционных форм занятий с детьми. Интересны комбинированные и комплексные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной) . Беседы познавательно – эвристического характера, экологические тесты и задачи, аудиозаписи.

По мере возможности от темы, в занятия включаю коррекционные упражнения, упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения «Цветок», «Медвежата», «Северный полюс» и многие другие.

Чтобы активизировать и закрепить полученные на занятиях знания, совместно с музыкальным работником, мы проводим музыкально – экологические развлечения и праздники «Бесценная и всем необходимая вода», вечера досуга «Люблю березку русскую», кукольные театры для малышей на экологические темы.

Немаловажную роль в формировании экологической культуры играют театрализованные игры и строительные игры. По тематическому содержанию игры делятся на темы «Живая природа» и «Неживая природа». Использую пословицы о лесе «В лес не съездишь, так и дома замерзнешь», «Леса от ветра защищают, урожаю помогают», пальчиковые игры.

Есть книга в группе, созданная вместе с родителями «Лесные правила», природоведческие правила.

Заключение

Моя концепция экологической культуры следующая: формировать положительное отношение к природе, воспитывать защитников природы; дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу. Хочется еще раз вспомнить высказывания Я. А. Коменского «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане».

Особое внимание я уделяю совместной деятельности взрослого и ребенка.

Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологической культуры. Педагог, владея методикой экологического воспитания, организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей.

Сотрудничество, благодаря которому развивается взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.

Характерными особенностями совместной деятельности являются:

  • Контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;
  • Понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;
  • Наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников.

Я организую свою деятельность так, чтобы реализовать ее мотив – воспитание у дошкольников экологической культуры – и достигаю поставленных задач:

  • Личный пример взаимодействия человека с природой, гуманное к нему отношение;
  • Демонстрация способов общения с объектами природы;
  • Ненавязчивое обучение детей приемам и операциям по уходу за растениями;
  • Умение слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова;
  • Развитие наблюдательности, формирование причинно – следственных связей в природе.

Экологическое воспитание дошкольников согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая ориентируюсь на общегуманные ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном возрасте фундамент личностной культуры базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Источники информации:

  1. Виноградова Т. А., Маркова Т. А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2001.
  2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003.
  3. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М.: Мозаика-Синтез, 2006, 208 с.
  4. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
  5. Гризик Т. И.«Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
  6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  7. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., Просвещение, 1988.
  8. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  9. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002.
  10. Николаева С. Н. «Юный эколог». - М.: Мозаика-Синтез,
  11. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 1995.
  12. Попова Т. И. «Мир вокруг нас» - материалы комплексной программы культурно – экологического воспитания детей дошкольного возраста //Педагогика, 2002, №7

Педагогическая концепция

«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

Воспитателя высшей квалификационной категории

Теория и методика экологического образования дошкольников

Тема: «История экологического образования дошкольников»

Если обратиться к современным концепциям и программам работы с детьми дошкольного возраста, то можно отметить, что экологической работе с дошкольниками уделяется в них особое значение. Обусловлено это потребностью в формировании основ экологической культуры уже на этапе дошкольного детства, так как именно ребенок-дошкольник, в силу своей возрастной специфики, оптимально восприимчив ко всей информации, поступающей извне.

Методика экологического образования дошкольников – это наука, изучающая особенности и закономерности организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста, ориентированной на формирование у них основ экологической культуры и навыков рационального взаимодействия с природным окружением. Предметом данной науки является изучение закономерностей воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста средствами природы, формирования у них основ экологического миропонимания, воспитания ценностного отношения к природному окружению.

Теоретической основой методики экологического образования дошкольников являются базовые положения общей и дошкольной педагогики о закономерностях и средствах развития детей дошкольного возраста.

Методологической основой являются науки о закономерностях природных процессов и явлений и специфике их познания и преобразования.

Основные задачи, решаемые в процессе организации экологической работы с детьми:

1. Познакомить детей с основами гармоничного взаимодействия с миром природы.

2. Научить детей экологически грамотному взаимодействию, общению с миром природы.

3. Воспитать потребность в общении с природными объектами.

4. Сформировать навыки познания природы через организацию разных видов деятельности.

5. Сформировать осмысленное отношение к природным объектам, что исключит нанесение им вреда и ущерба.

6. Воспитывать устойчивую потребность не только в активной природоохранной деятельности, но и потребность в деятельности, направленной на созидание природного окружения.

Если обратиться к истории становления и развития науки «Методики экологического образования дошкольников», то можно выделить несколько этапов этого развития.

1 этап – оформление идей о влиянии природы на всестороннее развитие ребенка в трудах классиков зарубежной и русской педагогики (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель, К.Д.Ушинский, Е.Н.Водовозова, Е.Н.Тихеева). Обратимся к некоторым из их идей.

Я.А.Каменский , известный чешский педагог ХУ11 столетия считает, что дошкольное детство ребенка должно проходить в семье, а основным воспитателем малыша является на этом возрастном этапе его мать. Не случайно одна из широко известных работ великого педагога носит название «Материнская школа». В данной книге автор предлагает специфическую программу воспитания ребенка. Из обширного спектра наук, доступных детям дошкольного возраста, особое внимание он предлагает уделять наукам, знакомящим детей с теми объектами, которые доступны непосредственному восприятию дошкольников. Я.А.Коменский считает, и с этим нельзя не согласиться, что в окружающий мир дети «входят» при помощи «разведчиков» (именно так он называет органы чувств). Лишь после чувственного, сенсорного восприятия, по мнению автора, возможно восприятие осмысленное, с помощью разума.

Исходя из требования обеспечения чувственных основ познания, большое место в воспитании детей он отводит природе. Большое внимание Я.А.Коменский уделяет и отбору содержания знаний о природе для дошкольников. В первую очередь он говорит о необходимости научить ребенка понимать природные явления и процессы. Все содержание и методику работы по ознакомлению дошкольников с миром природы Я.А.Коменский раскрывает в своих работах «материнская школа» и «Мир чувственных вещей в картинках». В ознакомлении детей с миром природы автор выделяет



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта