Главная » Сценарии  » Презентация на тему познавательное развитие дошкольников. Познавательное развитие детей дошкольного возраста презентация

Презентация на тему познавательное развитие дошкольников. Познавательное развитие детей дошкольного возраста презентация

Выполнила воспитатель МБДОУ комбинированного вида №117 Ленинского района Морозкина Ирина Федоровна 2013 г г. Н.Новгород «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с неживой природой». сайт

Слайд 2

Основнаяобщеобразовательная программа ДОУ разработана в соответствии с ФГТ (приказ № 655 от 23.12.2009 г).Принята на заседании педагогического совета № 2 от 25.11.2010 г.и утверждена приказом заведующего

Основная цель деятельности ДОУ: Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценное личностное развитие ребенка, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенка дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Слайд 3

Образовательная область «Познание».Задачи воспитания и развития детей.

Развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный материал: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения. Развивать познавательный интерес к природе, об особенностях существовании животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы. Развивать познавательный интерес к природе, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности. Развитие навыков практической деятельности по уходу за животными и растениями участка детского сада и уголка природы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гумманно – ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки

Слайд 4

●Определяется требованиями общества. ● Отражение актуальности в психолого-педагогических исследованиях:Н.Н.Подьякова,А.И.Савенкова, Л.А.Венгера, Н.А.Ветлугиной, И.Д.Зверева, Г.И.Щукиной, О.В.Дыбиной, О.В.Афанасьевой, И.Э.Куликовской. ● Отражение актуальности проблемы из показателей диагностики по данному вопросу. ● В начале учебного года был проведен анализ уровня развития знаний, умений, навыков детей старшего дошкольного возраста по разделу программы «Ребенок открывает мир природы». Результаты данного анализа показали, что у детей отсутствуют знания о свойствах воздуха, глины, стекла и др., частично знают об их назначении. Дети плохо вычленяют существенные особенности предметов, делают ошибки при группировке предметов. Таким образом, по результатам диагностики, я выявила, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности; дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы. Данная проблема для моей группы была наиболее актуальна и в связи с этим мною были определены цели и задачи, разработана система работы по данному направлению Актуальность данной проблемы

Слайд 5

Мониторинг на начало 2012 -2013 г по развитию экспериментальной деятельностипо методике Л.Н. Прохоровой, Т.И.Бабаевой(критерииоценки уровня развития)

Проведённый мною мониторинг выявил, что 16% детей (4 человека) с высоким уровнем знаний показали, что имеют достаточно хорошие знания, успешно применяют их в практической деятельности. 36% детей (9 человек) со средним уровнем знаний. 48% детей (12 человек) с низким уровнем знаний (знания недостаточны, применять их в практике затрудняются).

Слайд 6

Слайд 7

Цель работы:Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлениюЗадачи:

Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.) Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, магнитное притяжение). Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.) Развивать умение детей следовать определённой структуре проведения эксперимента: постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи), выдвижение предположений, отбор способов проверки предложений, выдвинутых детьми; проверка гипотез; подведение итогов, выводы, фиксация результатов. Развивать у детей умственные способности, мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, установление причинно- следственных связей. Развивать социально- личностные качества: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов

Слайд 8

Основные направления в работе:

1.Создание предметно-развивающей среды по экспериментированию. 2.Организация работы с детьми (определение содержания, форм, методов и приемов) 3.Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

Слайд 9

Предметно –развивающая среда

Оборудован и оснащен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. Центр экспериментирования Подбор детской художественной литературы (сказки, стихи, потешки) Иллюстрации, картинки («Песок, глина, вода", "Звук", «Магниты», "Бумага", "Свет", «Стекло", «Резина» Дидактические игры Алгоритмы рассказывание про предметы Материал подобран с учетом возрастных возможностей и уровня развития детей.

Слайд 10

(перспективный план работы с детьми)

Слайд 11

Традиционные методы Наглядные (наблюдения « За деревьями в инее», иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях Словесные (беседы «О свойствах воздуха», чтение художественной литературы «Н.А.Рыжова «Как люди обидели речку»,использование фольклорных материалов) Практические методы (игры-опыты, игры –эксперименты.дидактические игры, сюжетно ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры-»Чем пахнет вода»,»Куда делись чернила?») Инновационные методы Использование элементов ТРИЗ Метод игрового проблемного обучения. Использование мнемотехники-мнемотаблицы коллажи. Использование компьютерные и мультимедийные средства обучения.

Слайд 12

Интеграция образовательных областей

  • Слайд 13

    Слайд 14

    Основные формы работы с родителями:

    Анкетирования родителей на тему: «Организация поисково – исследовательской деятельности дошкольников дома», «Чем занят ребенок дома?» Консультации на темы: «Как научить ребенка исследовать?» «Развиваем внимание и мышление дошкольников –учим быть любознательным» Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» Показ интегративной образовательной ситуации «Что я знаю о воздухе?» День открытых дверей «Эксперименты в нашей жизни»КВН с участием детей «Открой дверь в мир опытов» Мастер класс «Изготовление дидактической игры для дошкольников по экспериментированию» Фотовыставка «Экспериментируем с водой дома» (Перспективный план с родителями) Изюминки умеют пить

    Слайд 15

    Сравнительный анализ уровня развития знаний, умений, навыков детей старшего дошкольного возраста 2012-2013уч.г.

    После проведенной системы работы выявлено, что у 28% (7детей) сформированы знания, умения и навыки наблюдать и проводить эксперименты. Появился интерес к экспериментированию. У 48% (12 человек) появился навык исследования в неживой природе. Обогатился словарный запас. 24%(6 детей) на низком уровне. Начало года Конец года

    Слайд 16

    Позитивная динамика развития детей 2012 – 2013 учебный год:

    Выводы по интегративным качествам

    Слайд 17

    Выводы:

    Детское экспериментирование дало детям реальные представления об изучаемом объекте. Расширился кругозор об объектах неживой природы и их свойствах. Появились навыки планирования своей деятельности, делать выводы. Сформировались качества личности: самостоятельность, инициативность, познавательная активность и целеустремленность. В процессе экспериментирования обогатилась память ребенка, активизировались его мыслительные процессы. Экспериментирование вызвало у детей интерес к исследованию неживой природы, стимулировало к получению новых знаний. Детское экспериментирование дало детям реальные представления об изучаемом объекте. Повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе, повысилась коммуникативность родителей

    Слайд 18

    Перспективы на будущее:

    Данная проблема действительно актуальна и значима, я планирую продолжать работу по данной проблеме, совершенствуя её в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Литература

    Слайд 19

    Новые педагогические технологии:

    Проект «Чудеса Кока –колы». Использование элементов ТРИЗ –»маленькие человечки»для обозначения агрегатного состояния воды Метод игрового проблемного обучения Мнемотехника –мнемотаблицы и коллажи Компьютерные и мультимедийные средства обучения Интерактивный опрос

    Слайд 20

    Формы работы с детьми.

    Непосредственный опыт воспитателя с ребенком. Самостоятельная деятельность детей. Интегрированные занятия. Образовательные ситуации. Наблюдения в природе. Рассматривание фотографий. Беседы по темам. Целевые прогулки и экскурсии. Проектная деятельность. Опытническо - исследовательская деятельность. Чтение художественной литературы. Игры(дидактические, словесные,подвижные, настольно-печатные, с/р, театрализованные) Создание опорных схем интеграция

    Слайд 21

    Методы и приёмы работы с детьми:

    Наглядные (наблюдения,иллюстрации, просмотр видео презентаций Словесные (беседы, чтение художественной литературы,сообщения,использование фольклорных материалов) Практические (игры – опыты, игры – эксперименты,дидактические игры, игры с элементами ТРИЗ, фиксация результатов,моделирование) Трудовые поручения Метод проблемного изложения (постановка проблемы, создание проблемной ситуации умение анализировать)

    Слайд 22

    Перспективный план работы с детьми старшей группы (на примере октября месяца).

    Слайд 23

    Интегративные качества

    Физически-развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Любознательный, активный. Эмоционально-отзывчивый. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Овладевший необходимыми умениями и навыками. Любит экспериментировать Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе

    Слайд 24

    Перспективный план работы с родителями по экспериментированию на 2012-2013 учебный год

    Слайд 25

    Интегративные качества детей на конец года:

    Любознательный, активный (интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, в т.ч. мире природы; задает вопросы взрослому, любит экспериментировать; способен самостоятельно действовать, проявляя навыки экологической культуры в повседневной жизни. Эмоционально отзывчивый (способен эмоционально реагировать на состояние окружающей среды; может эмоционально оценить природные объекты, способен видеть и реагировать на красоту природы; способен переживать героям сказок, рассказов экологического содержания). Овладевший средствами общения и способам взаимодействия со взрослыми и сверстниками; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве. Способный управлять своим поведением на основе первичных ценностных представлений об окружающей среде, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения в природе. Способный решать личностные задачи адекватные возрасту; ребенок может применять самостоятельно усвоенные экологические знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, рассказе и т.д. Имеющий первичные представления о мире и природе (ребенок может самостоятельно определить взаимосвязь объектов неживой природы; способен делать элементарные логические умозаключения).

    Слайд 26

    «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: дети способны выполнять индивидуальные и коллективные поручения, способны принять задачу, удерживать в памяти при выполнении действий несложное условие, сосредоточенно слушать взрослого и выполнять его инструкции, способны сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут. «Овладевший необходимыми умениями и навыками в рамках образовательной области «Социализация»: объединяясь в игре со сверстниками, могут принимать на себя роль, владеют способом ролевого поведения, проявляют инициативу и предлагают новые действия, противостоят трудностям, подчиняются правилам, обогащают сюжет, могут моделировать предметно-игровую среду. «Овладевший необходимыми умениями и навыками в рамках образовательной области «Безопасность»: соблюдают элементарные правила при проведении опытов и экспериментов «Овладевший необходимыми умениями и навыками в рамках образовательной области «Познание»: способны составить предмет, состоящий из нескольких частей с учетом их конструктивных свойств в соответствии с заданием педагога. «Овладевший необходимыми умениями и навыками в рамках образовательной области «Коммуникация»: могут участвовать в беседе.

    Слайд 27

    Методы и приёмы работы с детьми:

    Наглядные (наблюдения, просмотр видеопрезентаций, рассматривание иллюстраций и альбомов): Рассматривание -снежинки, коллекции бумаги разной фактуры, альбома «Виды ткани», иллюстраций о зиме, воде, солнце, космосе. Наблюдения за движением облаков, за дымом из трубы. Демонстрация песочных часов. Слушание мелодий -журчание воды, капель, шум дождя.Слушание П.П.Чайковский «Времена года», Е.Крылов «Три белых коня». Презентации «Красивая снежинка», «Волшебница вода», «Воздух», «Настоящая маленькая сказка»,семейный проект «Волшебница вода», «Волшебная пуговица», «Снежинки на моей руке», «Вода вокруг нас». Мультипликационный фильм «Беги ручеек». Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов): Ушинский «Проказы Зимы», «Как рубашка в поле выросла»,Чуковский «Айболит».Стихи Тютчева, Барто, Сурикова, Маршак «Двенадцать месяцев»,р.н.с. «Колобок», «Заюшкина избушка», «Дюймовочка», «Три поросенка».Экологический рассказ «Как люди речку обидели».Стихи, загадки и песни о зиме, снеге, воде, космосе. Русская народная сказка «Пузырь соломинка и лапоть», сказки «Морозко», «Мороз Иванович». Носов «незнайка на Луне». Пушкин «Сказка о царе Салтане».Усатова «Зеленая бумага».Потешки о воде. Знакомство с компасом. Беседы: «Почему люди болеют?» Практические методы (игры-опыты, Д/и (Аквариум. Освобождение бусинок из цветного плена. Хорошо – плохо. Узнай по вкусу. Как впитывается вода. Ветерок. Бумажные гонки. Узнай по запаху. Разрезные картинки.Шуршалки. Чьи следы? Доскажи словечко. У кого дальше пролетит шарик….) Изготовление атрибутов к игре «Мы капельки». Дыхательные гимнастики. Физкультминутки. Акварель с солью «Снегопад». Рисование «На далекой удивительной планете».Рисование по мокрому. Рисование мыльными пузырями. «Забавная клякса».Конструирование «Тюльпан», кораблики, султанчики.

    Слайд 28

    Интеграция по областям Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическая культура музыка Художественное творчество Познавательно-речевое развитие Социально-личностное развитие социализация коммуникация познание Чтение художественной литературы

    Слайд 29

    музыка Художественное творчество Физическое развитие Художественно- Эстетическое развитие Интеграция по областям Социально-личностное развитие познание Чтение Художественной литературы социализация Физическая культура музыка Художественное творчество Художественно- Эстетическое развитие Познавательно-речевое развитие Социально-личностное развитие коммуникация познание Чтение Художественной литературы социализация

    Слайд 30

    Литература

    1. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом.Опыты и эксперименты для дошкольников»,2010г. 2. Тугушева Т.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста»,2010г. 3. Рыжова Н.В. «Игры с водой и песком»,Обруч №2,1997г. 4. Рыжова Н.В. «Опыты с песком и глиной», Обруч №2,1998г 5. Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство: Учитель, 2009год 6. В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. - Издательство: Учитель, 2009 7. Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. - Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009 8. Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005 9. А. И. Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - Программа развития Издательство: Сфера, 2008

    Слайд 31

    Основные направления в работе: 1.Создание предметно-развивающей среды по экспериментированию.2.Организация работы с детьми (определение содержания, форм, методов и приемов)3.Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

    Слайд 32

    Критериями оценки знаний и умений стали следующие показатели:

    Оценка проводилась по 3-х бальной системе: 1 б - низкий уровень 2 б- средний уровень 3 б - высокий уровень 1.проявление устойчивого интереса и эмоционального отклика на выбор опытно-экспериментальной деятельности; 2. понимание проблемы исследования, умения четко сформулировать цель(что нужно сделать); 3.способность планировать свою деятельность, выделять этапы. 4.использование разнообразных материалов и оборудования в проведении опытов и экспериментов; способность самостоятельно действовать по алгоритму или образцу, проявлять творческие способности; 5.умение делать выводы, подводить итоги, сравнивать, обобщать.

    Слайд 33

    В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) были выделены: - место для постоянной выставки, где размещены музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.); -место для приборов; -место для хранения материалов (природного, "бросового"); - место для проведения опытов; - место для материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.); схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; серии картин с изображением природных сообществ; книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы; простейшие приборы; коллекции; мини-музей (тематика различна, например, «Часы»); бросовые материалы: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д. материалы, распределенные по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", «Стекло", "Резина»;природные материалы: камни, ракушки, спил и листья деревьев медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные, прозрачные стекла, свечи др. сито, воронки половинки мыльниц, формы для льда увеличительные стекла, микроскоп, песочные часы, лупаКарточки-подсказки «Что можно, что нельзя»Личные блокноты детей для фиксации результатов опытаМини-стенд «О чем хочу узнать завтра»

    Посмотреть все слайды

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №7 «Умка»

    «Особенности познавательного развития дошкольников

    в контексте ФГОС

    дошкольного образования»

    Т.Р. Ференец,

    старший воспитатель

    г. Верхний Уфалей

    2017 г.


    Федеральный

    государственный

    образовательный

    стандарт

    дошкольного

    образования



    Образовательные области

    Социально-

    коммуникативное

    развитие

    Познавательное

    развитие

    Физическое

    развитие

    Речевое

    развитие

    Художественно-

    эстетическое

    развитие


    ОО «Познавательное развитие»

    Сенсорное

    развитие

    Формирование

    целостной

    картины мира,

    расширение

    кругозора

    детей

    Развитие

    познавательно-

    исследовательской

    продуктивной

    (конструктивной)

    деятельности

    Формирование

    элементарных

    математически

    представлений


    Цель ОО «Познавательное развитие»:

    развитие познавательных интересов и способностей

    детей, которые можно подразделить на сенсорные,

    интеллектуально-познавательные

    и интеллектуально-творческие.

    Задачи:

    развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

    формирование познавательных действий, становление сознания;

    развитие воображения и творческой активности;

    формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах

    окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

    (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе,

    части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах

    и следствиях и др.);

    формирование о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных

    ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете

    Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии

    стран и народов мира.


    Виды детской и совместной с педагогом образовательной деятельности

    Игровая

    деятельность

    (сюжетно-ролевые,

    дидактические,

    словесные,

    театрализованные

    игры)

    Трудовая

    деятельность

    Опытно-

    экспериментальная,

    проектная

    деятельность

    Речевая

    деятельность

    Организация

    предметно-пространственной

    развивающей среды

    Конструирование


    Многофункциональная

    Безопасная

    насыщенная

    Требования

    ППРС

    Легко

    трансформируемая

    Доступная

    Вариативная


    Познавательный интерес – избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности с учётом мотивации к деятельности.

    Главные критерии познавательного интереса:

    • новизна;
    • необычность;
    • неожиданность;
    • несоответствие прежним представлениям.

    Регулятивные

    процессы

    Эмоциональные

    процессы

    Познавательный

    интерес

    Творческие

    процессы

    Интеллектуальные

    процессы


    Для формирования и развития познавательного интереса следует:

    • развивать творческие способности

    детей, создавать для этого условия;

    • укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
    • развивать у детей чувство собственного достоинства.




    Виды

    экспериментирования

    наблюдение

    целенаправленный

    процесс,

    в результате

    которого ребёнок

    сам должен

    получить знания ;

    опыты ,

    которые делятся

    на кратковременные

    и долгосрочные,

    демонстрационные

    (показ воспитателя)

    и лабораторные

    (дети вместе

    с воспитателем,

    с его помощью) ,

    опыт-доказательство и

    опыт-исследование;

    поисковая

    деятельность

    (как нахождение

    способа

    действия )


    Познавательные действия – это система

    способов познания окружающего мира:

    определение и формирование задачи

    поиск информации

    моделирование

    экспериментирование

    анализ

    классификация

    обобщение

    доказательство


    Одним из условий успешного познавательного развития дошкольника является достаточный уровень познавательной активности. По мнению Н.Н. Поддъякова, Н.М. Крыловой, для обеспечения такого уровня познавательной активности необходимо наряду с формированием чёткой системы знаний сохранять так называемую «зону неопределённости». Например, в конце занятия педагог, подводя итоги и обобщая новый материал, ставит вопрос, устанавливающий «факт наличия новой неопределённости представлений об изучаемой области». Это вызывает у ребёнка интерес и стремление к новым знаниям.

    Организуя процесс познавательного развития, следует помнить, что основная цель работы педагога – не просто «присвоение» (термин Н.Н. Поддъякова) воспитанниками системы знаний, умений и навыков, а овладение умением учиться, то есть самому учить себя. Поэтому очень важно включать в работу с детьми рефлексию и самооценку на основе самоанализа.


    ОО «Познавательное развитие» в младенческом

    и раннем возрасте

    ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними ; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами , стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия , знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими .


    Целевые ориентиры освоения содержания

    дошкольного образования

    ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности , проявляет

    инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении,

    познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен

    выбирать себе род занятий;

    ребёнок обладает развитым воображением , которое реализуется в разных видах

    деятельности, и прежде всего в игре;


    Целевые ориентиры освоения содержания

    ОО «Познавательное развитие» на этапе завершения

    дошкольного образования

    ребёнок проявляет любознательность , задаёт вопросы взрослым и сверстникам,

    интересуется причинно-следственными связями , пытается самостоятельно

    придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать ,

    экспериментировать . Обладает начальными знаниями о себе, о природном и

    социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы,

    обладает элементарными представлениями из области живой природы,

    естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию

    собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах

    деятельности.



    Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете ФГОС ДО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 3 г. Томск Авторы: Алексеева Ольга Викторовна, Гидревич Евгения Викторовна, старшие воспитатели 2014 г.


    Познавательное развитие Познание - это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира. «Познание» согласно ФГТ (2009 г.)это образовательная область направленная на познавательное, интеллектуальное развитие детей; развитие познавательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора. «Познавательное развитие» согласно ФГОС ДО (2013 г.)образовательная область, которая рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. А также развитие интеллектуальных качеств дошкольников.


    ФГОС ДО трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом: - Развитие любознательности и познавательной мотивации; - Формирование познавательных действий, становление сознания; - Развитие воображения и творческой активности; - Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и т. д. - Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. - Таким образом познавательное развитие является процессом постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.


    I стадия – Любопытство; II стадия – Любознательность; III стадия – Познавательный интерес; IV стадия – Познавательная активность, самый высокий уровень познавательного развития. По мнению Микериной А.С. аспиранта кафедры дошкольной педагогики и психологии детства Челябинского государственного педагогического университета целесообразно выделить 4 стадии познавательного развития


    Стадии познавательного развития I стадия - Любопытство Избирательное отношение к любому предмету, обусловленное внешними, часто внезапно открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами. II стадия - Любознательность Ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельности. Примерами проявления любознательности являются деьтские вопросы: «Почему трава зеленая?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?». Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы.


    Стадии познавательного развития III стадия – Познавательный интерес Характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявлением такого интереса считают стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования. IV стадия – Познавательная активность, самый высокий уровень познавательного развития. В соответствии с теорией Д.Б.Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта. Ее источником является познавательная потребность. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребенка к окружающему миру (внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение).


    Методы познавательного развития детей дошкольного возраста: 1. Экспериментирование Практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств. Качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. Ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает мир, используя разнообразные формы воздействия на него. Примеры экспериментов: «Есть ли у воды вкус?» дайте детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в нее добавлено.) «Куда делись чернила?» В стакан с водой капаем чернила, туда же кладем таблетку активированного угля. Вода светлеет на глазах. (Уголь впитывает молекулы красителя.)


    Методы познавательного развития детей дошкольного возраста: 2. Организация решения познавательных задач Учебные задачи, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Задачи должны быть вначале простые, содержащие однозвенные связи, затем более сложные, содержащие цепочки знаний. Примеры задач: Неживая природа: Почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему снег тает в помещении? Почему весной почва к полудню оттаивает, а к вечеру замерзает? Живая природа: Могут ли растения расти без света(влаги, тепла)? Почему рыба плавает? Почему осенью меняется цвет шерсти у зайца? Зачем черепахе панцирь? После принятия детьми задачи под руководством воспитателя осуществляется ее анализ. Дети выдвигают идеи.Если идей нет. Их должен выдвинуть педагог.


    Методы познавательного развития детей дошкольного возраста: 3. Проектная деятельность Обеспечивает развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструктировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Дети проводят эксперименты, ставят опыты, делают выводы, оформляют результаты исследования. Примеры проектной деятельности: клуб любителей книги «Волшебная страна», «Подвлдный мир», «Времена года» и др.


    Формы работы по познавательной деятельности с детьми начиная с 1 мл.гр. и до подгот. гр: - Наблюдения - Исследования и экспериментирование - Предметно-манипулятивная игра - Встречи с природой - Рассказы взрослых - Беседы педагога с детьми - Познавательные рассказы педагога - Чтение познавательной литературы - Разбор проблемных ситуаций и их решение - Разгадывание загадок - Просмотр телефильмов и телепередач познавательного характера - Информационные занятия - Познавательные практикумы - Игровые мероприятия - Самостоятельная поисковая деятельность вне занятий


    Литература: - Авторская разработка автора Ольги Шитиковой, Международный образовательный портал «MAAM» - Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода ФГОС дошкольного образования» (А.С. Микерина). Журнал «Начальная школа плюс До и После» 12, 2013.


    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Познавательное развитие ребенка Познавательное развитие – непрерывный процесс. Он начинается сразу после рождения и заканчивается с последним вздохом. Ежесекундно человек получает какую-то новую для себя информацию, сравнивает ее с уже известной, анализирует, запоминает. Умственное и психическое развитие ребенка невозможно без познавательной деятельности. Каждому возрасту соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Все, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания и, следовательно, в опыт.

    Cлайд 3

    Cлайд 4

    ВООБРАЖЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА Воображение ребенка складывается в игре. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении сказок, стишков. В то же время у ребенка развивается произвольное воображение, когда он планирует свою деятельность, оригинальный замысел и ориентирует себя на результат. В период с трех до четырех лет при выраженном стремлении к воссозданию ребенок еще не может удержать воспринятые прежде образы. Воссоздающиеся образы по большей части далеки от первоосновы и быстро покидают ребенка. Однако ребенка легко повести за собой в фантастический мир, где присутствуют сказочные персонажи. В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач.

    Cлайд 5

    МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА Мышление используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замечающими реальные предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания. И наглядно-действенное, и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребенка способствуют осознанию ребенком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач.

    Cлайд 6

    ВОСПРИЯТИЕ ДОШКОЛЬНИКА В возрасте от трех до семи лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного действия и начинает развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету определяет движение глаз). Зрительное восприятие становится в дошкольном возрасте одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. Активная, разнообразная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных образов.

    Cлайд 7

    ВНИМАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

    Cлайд 8

    ПАМЯТЬ ДОШКОЛЬНИКА Память. Ребенок без особых усилий запоминает множество различных слов и словосочетаний, стихотворений и сказок. Однако в начале дошкольного возраста память имеет непроизвольный характер: ребенок еще не ставит перед собой цели сознательно что-либо запомнить и не использует для этого специальных средств. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен. В дошкольном возрасте следует особо выделить несколько видов деятельности, в которых развивается память ребенка - это речевое общение, восприятие литературных произведений и сюжетно-ролевая игра. В этом возрасте ребенок начинает использовать символические представления предметов и событий. Благодаря этому он становится более свободным и независимым от поля восприятия и непосредственных контактов с окружающими предметами. Маленький ребенок умеет представлять объекты с помощью телесных движений (подражание, отсроченное во времени), ребенок постарше использует образы памяти (когда ищет спрятанный объект, то хорошо знает, что ищет). Однако наиболее высокая форма представления - это символы. С помощью символов можно представить как конкретные, так и абстрактные предметы.

    Cлайд 9

    Развитие ребенка - невероятное путешествие, которое начинается еще до рождения! И это трудный путь, который проходит через горы образовательной информации, социального и эмоционального развития ребенка. Презентацию подготовила: педагог-психолог МБДОУ ЦРР – детский сад № 1 «Чайка» Воложанина Юлия Павловна г. Лобня

    Анастасия Максименко
    Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС

    Здравствуйте, меня зовут Максименко Анастасия Владимировна.

    Я работаю старшим воспитателем в «Звездненской СОШ» дошкольных группах

    Предоставляю вашему вниманию презентацию образовательной области «Познавательное развитие » .

    Василий Александрович Сухомлинский писал :

    «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать»

    Развитие познавательной деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка . Чем лучше будет организована познавательная деятельность детей , тем выше гарантии успешности школьного обучения.

    Целью данной области является :

    Формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной

    деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать

    информацию для решения жизненно важных проблем.

    Задачи :

    Формировать сенсорных способностей

    Развивать познавательно -исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

    Формировать элементарных математических представлений

    Формировать целостной картины мира, расширение кругозора детей

    Вся работа строится на следующих принципах :

    Принцип интеграции

    Принцип деятельности и интерактивности

    Принцип научности

    Принцип природосообразности

    Принцип партнерства

    В нашем учебном плане с учетом ФГОС познавательное развитие реализуется в обязательной и вариативной части.

    В обязательной части входят такие виды деятельности как :

    Формирование элементарных математических представлений;

    Приобщение к социокультурным ценностям;

    Ознакомление с миром природы;

    В вариативной части виды деятельности :

    Кружок «Познавай-ка » - (опытно - экспериментальная деятельность) ;

    Кружок «В мире форм и цвета» (сенсорика, конструирование)

    Данные задачи мы реализуем через разные виды деятельности

    Для успешной реализации ФГОС развивающая - предметно пространственная среда должна быть насыщена, трансформируемой, полифункциональной, вариативной доступной и безопасной, что мы и пытаемся соблюдать. Пространство групп организованно в виде разграниченных центров оснащенных развивающим материалом . Все предметы доступны детям. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса .

    На занятиях мы у наших детей развиваем кругозор , любознательность, интерес, умение взаимодействовать друг другом. Педагоги проводят как комплексные, так и интегрированные занятия. В комплексных занятиях воспитатели ставят основную цель - объединенную одной темой и рассматривают в разных видах деятельности, а в интегрированных занятиях - направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.

    Вашему вниманию мы предоставляем схему взаимосвязи «Познавательного развития » с другими образовательными областями .

    Благодаря разнообразным игровым упражнениям у детей развивается восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т. п. В своей работе мы используем такие игровые упражнения как : «Шнуровки» , «Подбери по цвету» , «Где овощи, где фрукты» и т. п.

    В нашем детском саду, в каждой возрастной группе, имеются разнообразные дидактические игры по познавательному развитию не только фабричного изготовления, но и руками наших педагогов. С помощью дидактических игр у детей воспитывается сообразительность , находчивость, инициатива, логическое мышление. В своей работе педагоги используют следующие игры : «Сосчитай-ка» , «Лото» , «Волшебный мешочек» , «Мир вокруг нас» , «Математическое лото» и другие.

    В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. В течение года наши дети наблюдают за природными явлениями, за изменениями в живой природе, за окружающим миром, в своей работе мы используем кратковременные и длительные наблюдения, такие как например : при тематическом планирование «Транспорт» с детьми проводится кратковременное наблюдение за транспортом нашего поселка, а длительное наблюдение это «Распускание почек на ветке дерева»

    В нашем детском саду большое внимание уделяем экпериментально – исследовательской деятельности. Нами разработан проект, который включает в себя опыты и эксперименты с живой и не живой природой, мы его реализуем в кружковой работе «Познавай-ка » . Педагоги создают все необходимые условия для практической деятельности в которой ребенок может подтвердить свои предположения, внести свой вклад в решения проблемы, увидеть новые возможности в уже в знакомом и найти новый вариант применение имеющихся знаний.

    Экскурсия – особая форма познавательной деятельности детей и взрослых в системе экологического, социального образования и воспитания . Педагоги ставят задачи при организации экскурсии, определяют места и маршруты, подготавливают детей к экскурсии, подбирают оборудования для сбора природного материала, используют разнообразные методы и приёмы на экскурсии, организовывают разнообразную деятельность детей .

    17,18,19 слайд

    Все планируемые виды деятельности отображены в календарно – тематическом плане. Мы вашему вниманию представляем план группы раннего возраста, в котором поставленные задачи выполняются в течение недели и закрепляются на итоговом интегрированном мероприятии и выставке детских работ.

    20,21,22,23 слайд

    В течение года нами проводилась диагностика, нами были подобранны дидактические игры , упражнения, вопросы с учетом возрастных особенностей детей. Оценочную таблицу и критерии мы взяли по методике Натальи Валентиновны Верещагиной. На основании этих оценочных листов, делаем общую сводную таблицу по саду и результат которых мы можем видеть в диаграмме. На основании этой диагностики, можно сделать выводы, что работа по познавательному развитию в детском саду проводится, на должном уровне. Но это не значит, что мы остановимся на достигнутом, мы будем продолжать искать новые интересные формы работы и технологии по познавательному развитию .

    24 слайд Спасибо за внимание!

    Публикации по теме:

    Опыт внедрения ФГОС в рамках образовательной области «Познавательное развитие» Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Главное из них - дошкольное.

    Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (подготовительная к школе группа) Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Телемост с профессором Почемучкиным".

    «Осень». Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе Цель: продолжать учить детей замечать и назвать сезонные изменения в природе, устанавливая взаимосвязи; развивать умение детей узнавать.

    «Моря Краснодарского края». Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» Конспект ООД Тема:"Моря Краснодарского края" (подготовительная к школе группа)ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: дать представление о море,.

    Модифицированная игра для педагогов ДОУ «Реализуем задачи образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Цель: выявление уровня когнитивной компетентности педагогов по вопросу организации развивающей предметно – пространственной среды по образовательной.

    ОД по познавательному развитию в первой младшей группе с соответствии с ФГОС «Лесные жители» (ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Цель: Формировать у детей представления.

    Перспективно-тематическое планирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС Перспективно-тематическое планирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» /Лепка/ Вторая младшая группа Неделя.

    Перспективно-тематической планирование ОО «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС Перспективно-тематическое планирование образовательной области «Познавательное развитие» /Познание природного мира/ Неделя Тема, литература.

    Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС в старшей группе Сентябрь 3 неделя Занятие 1. Мы – воспитанники старшей группы. Цель. Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие.

    Перспективный план по осуществлению образовательной области «Познавательное развитие» (часть 2) карточка № 18 Тема: "Стайка снегирей на ветках рябины". Интеграция образовательных областей. «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,.

    Библиотека изображений:



    Предыдущая статья: Следующая статья:

  • © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта