Главная » он » Родительское собрание «Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста. Рекомендации родителям будущих первокласников по профилактики дисграфии консультация Рекомендации родителям подготовительной группы по профилактике дисграфии

Родительское собрание «Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста. Рекомендации родителям будущих первокласников по профилактики дисграфии консультация Рекомендации родителям подготовительной группы по профилактике дисграфии

В данной консультации родителям предлагается: познакомится с понятием "дисграфия", её отличительными признаками, сообщается о важности профилактики данного состояния у детей, в качестве профилактики предлагается использовать кинезеологические упражнения разных видов (даётся их описание).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скоро в школу.

Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, многократных, повторяющихся ошибках, которое часто обусловлено органическими поражениями зон головного мозга и несформированностью высших психических функций, отвечающих за процесс письма.

Признаки:

1.В тетради ребёнка систематически встречаются следующие ошибки:

Искажение букв и недописание элементов;

Замена рукописных букв графически сходными;

Замена букв другими, обозначающими похожие звуки;

Изменение звуко-буквенной структуры слова: пропуски (огорода - ОГОРДА), перестановки (Москва - МОСКАВ), персеверации (горка- ГОГКА), смешение или соединение букв и слогов (лист-СИСТ);

Нарушения структуры предложения, слитное или раздельное написание слов (Белая берёза растёт у окна. – БЕЛАБЕ ЗАРАТЁТ ОКА.);

Аграмматизмы на письме (НЕТ КАРАНДАШОВ).

2. Школьник с трудом овладевает письмом, пишет медленно и неровно.

3. Ребёнку нелегко вычленять из речевого потока законченную мысль.

4. На уровне текста отсутствуют обозначения границ предложения.

Все эти сигналы говорят о риске возникновении дисграфии.

Профилактика дисграфии.

Профилактика дисграфии должна проводиться в процессе речевого развития в комплексе с развитием мелкой и общей моторики.

Хороший эффект дают кинезеологические упражнения.

Кинезеология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Данные упражнения направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, что позволяет формировать способности ребёнка или корректировать проблемы в различных областях психики. Самый благоприятный период их использования – до 10 лет, пока кора больших полушарий не сформировалась окончательно.

Занятия по профилактике дисграфии можно проводить с раннего возраста, необходимо проводить в дошкольном (особенно, если выявлены проблемы в речевом развитии).

Под влиянием таких тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка, тем они значительнее. Постепенная, скурпулёзная работа поможет ребёнку усвоить специфику родного языка.

Варианты кинезеологических упражнений.

1.Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

«Колечко» - как можно быстрее перебирать пальчики рук, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.

«Зеркальное рисование» - на чистом листе бумаги, одновременно взяв обеими руками по карандашу, фломастеру, рисовать зеркально - симметричные картинки, буквы, узоры.

«Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположенное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.

Количество повторений:5-15; время упражения:10-35 мин.в день.

2. Массаж рук (кисти) и ног (ступни) с использованием массажёров разной степени твёрдости и остроты.

При покупке массажёра обязательно прочитайте инструкцию.

3. Игры – раскраски.

При подготовке к школе эффективны раскраски с подобными заданиями:

Раскраски с кодированием цвета, раскрашивание по образцу;

Раскраски наоборот (нужно раскрасит только фон, а рисунки оставить незакрашенными);

Раскраски – половинки (с дорисовыванием половинки рисунка);

Раскраски, где требуется раскрасить или обвести наложенные контуры;

Штриховки – дорисовки.

Нормы раскрашивания: для рисунков – 1 рисунок в день; для узоров – 2-3 узора в день; для букв - от 2 до 5 букв в день. !!!Избегайте переутомления


Левина Наталья Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 82"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: "Ранняя профилактика дисграфии в дошкольном возрасте"
Дата публикации: 26.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Консультация для родителей

на тему: «Ранняя профилактика

дисграфии в дошкольном возрасте».

Подготовила и провела учитель-логопед

МДОУ детский сад № 82

Ранняя профилактика дисграфии в дошкольном возрасте.

Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию консультацию, которая, надеюсь,

заинтересует Вас своей актуальностью.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с

письмом и чтением. Хотя такие дети могут хорошо справляться с математикой и другими

школьными предметами. В последние годы значительно возросло количество таких детей.

Проблема

нарушения

актуальных

школьного

обучения.

Специфическое

расстройство

письменной

проявляющееся

многочисленных

типичных

стойкого

характера

о бу с л о вл е н н о е

несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения

навыками письма – это дисграфия.

Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделять особое внимание. Уже в

дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей

в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии.

Причины дисграфии:

наследственная предрасположенность:

(наличие у родителей нарушений письменной речи. Дети наследуют от родителей

качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах);

патологические факторы (вредное воздействие):

пренатальный (дородовой период жизни ребенка);

натальный (в момент родов);

постнатальный (после родовой период).

Функциональные причины (воздействие биологических и социальных факторов):

длительное соматическое заболевание;

неправильная речь окружающих;

дефицит речевых контактов;

двуязычье в семье;

недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых.

Эти фактора задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе

письма и чтения.

Как же проявляется дисграфия в младших классах?

упражнения и диктанты содержат множество грамматических ошибок;

дети не пользуются заглавными буквами и знаками препинания;

путают схожие буквы;

имеют плохой почерк, пишут медленно.

Основные формы дисграфии:

Артикуляционно-акустическая:

ребенок, имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на свое неправильное

произношение пишет так, как говорит (рак-ак, лавка-вавка, чайка-тяйка);

Акустическая форма:

смешивает на письме буквы, обозначающие

Звонкие и глухие звуки (булка-пулка), козочка-косочка);

Свистящие и шипящие звуки (санки-шанки, яйцо-яйсо);

Мягкие и твердые звуки (письмо-писмо, любит-лубит);

Аграмматическая форма:

- аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетаний, предложе-

ний, текста. Пропуск членов предложения.

Не согласование в роде и числе (желтая солнце);

Не изменяют слова по падежам, родам, числам (вижу рысю, два рыся);

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза:

- пропуски букв, слогов;

- перестановки букв и слогов;

- недописывание слов;

- написание лишних букв в слове;

- повторение букв и слогов;

- контоминация – в одном слове слоги разных слов (красная сумка – красика);

- слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.

Оптическая дисграфия (на письме):

- замены графически сходных букв;

- зеркальное написание букв;

- искажения написания букв.

Дизорфография:

- стойкая неспособность применять орфографические и синтаксические правила на

письме (несмотря на знание соответствующих правил).

приводится

перечень

специальных

упражнений,

которые

будут

способствовать профилактике и коррекции дисграфии:

«Что звучит?» - сначала контрастные по звучанию предметы (бубен-дудочка), а

затем близкие по звучанию (большой колокольчик-маленький колокольчик);

«Где звучит погремушка?» (колокольчик, бубен и др.)

«Догадайся, что это?» - узнавание и дифференциация шумов (шуршание бумаги,

фольги, ткани и т.д.);

«Громко-тихо»

дифференциация

звучащих

предметов

присесть, громко – поднять руки вверх);

«Какие звуки нарушают тишину? »;

«Кто услышит больше звуков? » - прислушаться к звукам вокруг и назвать, что

слышно (звуки леса, луга, улицы);

«Найди коробочки, которые звучат так же» - в коробочки насыпаны разные виды

круп, монетки, пуговицы);

«Жмурки с колокольчиком» - водящий ловит играющих на звук колокольчика;

«Морзянка» - повторить ритм простукивания (постепенно усложняя ритмический

рисунок);

«Деление слов на слоги» - приседание, прохлопывание, шаги по количеству слогов в

«Повтори цепочку звуков, слогов, слов»;

«Поймай звук» - дети сигнализируют, если услышат нужный звук;

«Собери слова в корзинку» - дети называют слова на заданный звук;

«Найди место звука» - используются домики с окошками, которые обозначают

место звука в слове: начало, середина, конец;

«Разложи картинки» - Оле – картинки, название которых начинается со звука О, а

Ире – со звука И;

«Сколько гласных (согласных) в слове?» - используется звуковая линейка;

«Зрительные

диктанты»

нарисовать

(квадратиков,

сколько звуков в слове;

«Какая

картинка

лишняя? »

предметы

картинках

начинаются

определенную букву, а один предмет на картинке – на любую другую букву;

Дорисовывание, складывание букв из счетных палочек, лепка из пластилина,

обводка, выкладывание из круп, рисование на песке».

«Узнай, какие здесь буквы» - «зашумленные» рисунки (буквы наложены друг на

«Изографы»;

«Угадывание букв по написанному в воздухе или на ладошке изображению»;

Обсуждение и «оречевление» схемы написания буквы: из каких частей состоит

буква, куда смотрят части этой буквы;

Все упражнения должны быть разнообразны и насыщены игрой, чтобы ребенок

сохранял

интерес

занятиям,

главное

условие

успешной

работы

профилактике и коррекции дисграфии.

Учитель-логопед высшей категории

Профилактика дисграфии у учащихся начальных классов.

Поступление в школу - поистине переломный момент в жизни ребенка. Резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделить особое внимание, работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до н ачала обучения ребенка грамоте. . Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии. Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Дети , страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

По мнению А. Н. Корнева трудности в овладении письменной речью возникают, в основном, как результат сочетания трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем; возникающей на этой основе функциональной недостаточности; средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям.

На что нужно обратить особое внимание:

    Если Ваш ребенок левша.

    Если он - переученный правша.

    Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

    Если в семье говорят на двух или более языках.

    Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.

    Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

    Смешение букв по оптическому сходству: т-п, б-д, а-о, е-з, д-у.

    Неправильное произношение звуков речи , которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит: лека (река), суба (шуба), ыба(рыба).

    При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).

    Искажения звукобуквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления и т.д. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

    Искажения структуры предложения, причиной которых является несформированность лексико-грамматической стороны речи.

    Аграмматизмы на письме.

На современном этапе одной из действующих классификаций является классификация на основе лингвистического подхода, разработанная Р.И. Лалаевой и сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург) в 70-80-х гг. В основе лежит учет несформированности языковых операций.

    1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ведущее звено – дефектное произношение звуков (замены, смешения, пропуски).

    2. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания. Основное ядро нарушения - несформированность фонематических дифференцировок (замены и смешения звуков, близких по акустическим параметрам).

    3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза: 1) нарушение звукобуквенного анализа и синтеза (пропуски, перестановки, добавления букв в слове); 2) нарушение слогового анализа и синтеза (пропуски, перестановки, вставки слогов); 3) нарушение слогового анализа и синтеза на уровне предложений (пропуски, перестановки, вставки слов, слитное написание слов в предложении).

    4. Аграмматическая дисграфия. Связана с недоразвитием лексико-грамматического строя речи, с несформированностью морфологических и синтаксических обобщений. Ошибки на уровне слов, словосочетаний, предложений и текстов. Это нарушение смысловых и грамматических связей, искажение морфологической структуры слов, нарушение согласования слов, искажение предложно-падежных конструкций, пропуски членов предложения.

    5. Оптическая дисграфия. Связана с недоразвитием зрительного гнозиса, мнезиса, зрительного анализа и синтеза пространственных представлений. Основные проявления: зеркальные замены - реверсии вертикальные (прописные в, д) и горизонтальные (с, э), литеральные (на уровне буквы) и зеркальные (на уровне слова); кинетические ошибки – дописывание лишних элементов или, наоборот, недописывание элементов буквы.

Для решения основных задач профилактики вся окружающая ребенка социальная среда должна обеспечивать достаточное количество слуховых и зрительных впечатлений, в ней должны присутствовать объекты, способные привлечь и удержать внимание ребенка, стимулировать развитие его познавательной и мыслительной деятельности и т. п. Совершенно незаменимую роль в этом отношении играет теплое эмоциональное общение с ребенком окружающих его взрослых людей, которое должно начинаться с доречевого периода. В дальнейшем такое общение должно постепенно приобрести «направляющий» характер, стимулирующий правильное развитие психических функций ребенка - его внимания, памяти, мыслительной деятельности, эмоционально-волевой сферы, что так необходимо для предстоящего процесса обучения и для овладения письменной речью в частности. Особое же внимание в этот ранний период должно быть уделено полноценному развитию устной речи ребенка, поскольку именно она явится той основной базой, на которой в дальнейшем будет строиться письменная речь.

    Пропускает буквы, смешивает буквы близкие по фонетическим свойствам(б-п, г-к, и др.):

    Работа по развитию навыков анализа и синтеза на слух речевых звуков(фонематический слух)

    «Куда причалят лодки»-юбка, репка, кнопка, кепка, грибки и т.д. Доказать правильность своих действий подбором проверочного слова.

    «Подарки для Жени и Шуры»- чашка, ложка, книжка, катушка, флажки, кошка, пирожки и т.д.

    «Путаница»-н-р: Русская красавица своей коЗою славится. Тащит мышонок в норку огромную хлебную Горку.

    «Слово рассыпалось»- из букв собрать слово-н-р:винад- диван

    «Собери слово»- из слогов-н-р:босака- собака

    «Пирамида»- количество слогов-н-р:гусь, рыба, малина.

    «Цепочка слов»- выделить последний звук и придумать свое на этот звук.

    «Одними словами о разном»- голосом выделять каждое слово. Одни и те же слова звучат по разному в зависимости от интонации и смыслового ударения. Н-р: РЫЖАЯ кошка спит на окошке. Рыжая КОШКА спит на окошке. И т.д.

    «Доскажи словечко»- Сам он весит десять тонн, а зовут беднягу…

    Заменяет буквы по артикуляторному типу (д-л-н, б-м и др.):

    Упражнения для развития артикуляторных движений.

    Скороговорки.

    Письмо под диктовку.

    Письмо «зажав язык» или «открыв рот»

    Вставь в слово пропущенную букву.

    Кроссворды.

    Теряет порядок нужных букв, переставляет буквы в сочетаниях согласных:

    Упражнения на произнесение трудных словосочетаний.

    Скороговорки.

    Письменные упражнения с опорой на наглядный материал.

    Одновременно со взрослым произносить и писать слова, предложения.

    Кроссворды.

    Элементы букв изображает в неадекватных пространственных соотношениях, искажает форму буквы:

    Упражнения на развитие мелкой моторики.

    Игры на развитие пространственного восприятия(лево-право, верх-низ)

    Письмо по трафаретам.

    Умение печатать на компьютере.

    Книжки-прописи, книжки-раскраски.

    Пишет в обратном направлении, зеркально изображает буквы, слова:

    Игры и упражнения на развитие пространственной ориентировки, чувства схемы тела.

    «Отгадай и напиши букву»

    «Собери картинку»

    Кроссворды.

    Делает лишние штрихи, персеверирует написанные буквы, слова, фразы:

    Произнесение звука с попыткой его написать, нарисовать.

    Письмо по трафаретам, прописи, книжки-раскраски, рисование.

    «Вставь букву»-подписи под рисунками.

    Кроссворды.

    Недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, аграмматизмы на письме.

    «Наоборот»-слова-антонимы

    «Назови иначе» Н-р: дом- хижина, терем, замок, дворец, жилище, здание. Товарищ-приятель, друг, сверстник, знакомый. Храбрый- отважный, смелый, геройский. Красный- алый, пурпурный, розовый, кровавый, бордовый и т.д.

    «Скажи ласково»- кот, котик, котенок, котишко.

    «Один- много»- ручей - ручьи, ухо -уши, нос -носы и т.д.

    «Из чего сделан?»-деревянный, снежная, глиняная и т.д.

    «Профессии»- стекольщик, крановщик, дворник, продавец.

    «Чего не стало?»-ухо –уха, уши –ушей, яблоки –яблок, карандаши –карандашей.

Дисграфия, как и многие другие проблемы, требует комплексного подхода.
Многолетняя педагогическая практика в школе показывает. что педагоги. родители детей, страдающих дислексией, дисграфией, обращаются за помощью логопеда тогда, когда с возникшими проблемами они сами уже не могут справиться. Логопеду приходиться иметь дело с достаточно запущенной проблемой. Пропущенные сроки в коррекционной работе и обучении автоматически не компенсируются в старшем возрасте. А возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению. Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышает шансы на успех. Коррекционная работа на более ранних этапах развития ребенка дает более быструю положительную динамику.
Главное, не опускайте руки. Ребенку с дисграфическими нарушениями можно помочь. Но это потребует много времени и внимания.

Вакулина Е. А., учитель-логопед, МАОУ «Гимназия №7 «Сибирская».

Семинар-практикум для родителей

Выполнила: учитель-логопед

Е.А. Зацарная

ноябрь 2012 г.

Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребёнка.

Значимость проблемы профилактики дисграфий у детей с общим недоразвитием речи продолжает оставаться недостаточно разработанной в логопедической и педагогической теории и практике.

Дисграфия и дислексия – это затруднения в овладении графической формой речи, связанные с общим недоразвитием речи у детей. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.

Причинами дисграфии и дислексии у детей являются врожденные нарушения ЦНС, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития.

Необходимыми предпосылками (по данным исследователей этой проблемы) для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.

Поэтому, на занятиях с дошкольниками, педагоги и логопеды должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям. А именно:

· формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи,

· развивать мелкую моторику рук,

· ориентировки в пространстве,

· развивать все психические процессы,

· готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.

В существующих методиках обучения чтению и письму почти не учитываются эти проблемы, и если не подходить к этому процессу всесторонне и со знанием этиологии и клиники, результаты могут быть плачевными.

Ребенку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображен предмет.

2. "Что изменилось?"

Ребенку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например: кошка-корка, мишка-мышка, лук-люк.

3. "Зашифрованное слово"

Перед ребенком ряд картинок (капуста-арбуз-шарик-автомобиль). Из первых звуков изображенных предметов нужно получить новое слово – КАША.

Для развития слухового восприятия важно использовать игры:

· для формирования слухового внимания: "Угадай, кто это?",

· для формирования навыка определения направления звука: "Где позвонили?", "Жмурки с голосом".

· для различения силы и громкости звука: "Тихо-громко".

Все эти игры можно проводить, используя героев любимых сказок.

Например, для развития у ребенка чувства ритма, просим его: "Отстучи телеграмму доктору Айболиту", "Простучи песенку ведер по ноткам".

Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое слуховое восприятие ребенка.

Здесь необходимо всю работу направлять на формирование следующих умений и навыков:

· умение анализировать предмет, его изображение,

· составление картинки, разрезанной на части,

· конструирование по образцу, по представлению,

· умение видеть графему и ее точное расположение,

· запоминание элементов букв,

· различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания,

· дописывание элементов букв и т.д.

Для этого детям можно предложить задания:

1. "Учимся смотреть и видеть" - предлагается найти картинку, фигуру в ряду по предложенному образцу и обвести ее, найти две одинаковые картинки или фигуры в ряду из 6-7 картинок и обвести их, угадать, кого не дорисовал художник и т.д.

2. "Учимся следить глазами" - распутывание ниточек, чтобы узнать у какого зверюшки какой домик, кто из детей любит какие фрукты и т.д., проследи за веревочкой только глазами и узнай к какому домику бежит зайка, найди выход из лабиринта.

3. "Учимся ориентироваться в пространстве" - найди тень собачки, рассмотри рисунок и скажи кто находится перед мальчиком, справа от него, влево от него и т.д., дорисуй по клеточкам, чтобы получилась такая же рыбка и т.д., найди половинки картинок, которые подходят друг другу и соедини их, раскрась правую половину елки с игрушками так же как раскрашена левая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение второй категории

«Детский сад общеразвивающего вида №3 «Сказка»

городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»

Семинар-практикум для родителей

«Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников».

Выполнила: учитель-логопед

Е.А. Зацарная

ноябрь 2012 г.

Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребёнка.

Значимость проблемы профилактики дисграфий у детей с общим недоразвитием речи продолжает оставаться недостаточно разработанной в логопедической и педагогической теории и практике.

Дисграфия и дислексия – это затруднения в овладении графической формой речи, связанные с общим недоразвитием речи у детей. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.

Причинами дисграфии и дислексии у детей являются врожденные нарушения ЦНС, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития.

Необходимыми предпосылками (по данным исследователей этой проблемы) для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.

Поэтому, на занятиях с дошкольниками, педагоги и логопеды должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям. А именно:

  • формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи,
  • развивать мелкую моторику рук,
  • ориентировки в пространстве,
  • развивать все психические процессы,
  • готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.

В существующих методиках обучения чтению и письму почти не учитываются эти проблемы, и если не подходить к этому процессу всесторонне и со знанием этиологии и клиники, результаты могут быть плачевными.

Я сформировала некоторые методические рекомендации по развитию слухового восприятия на основе собственного практического опыта.

Развитие слухового восприятия.

1. "Где звук и сколько слогов"

Ребенку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображен предмет.

2. "Что изменилось?"

Ребенку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например: кошка-корка, мишка-мышка, лук-люк.

3. "Зашифрованное слово"

Перед ребенком ряд картинок (капуста-арбуз-шарик-автомобиль). Из первых звуков изображенных предметов нужно получить новое слово – КАША.

Для развития слухового восприятия важно использовать игры:

  • для формирования слухового внимания: "Угадай, кто это?",
  • для формирования навыка определения направления звука: "Где позвонили?", "Жмурки с голосом".
  • для различения силы и громкости звука: "Тихо-громко".

Все эти игры можно проводить, используя героев любимых сказок.

Например, для развития у ребенка чувства ритма, просим его: "Отстучи телеграмму доктору Айболиту", "Простучи песенку ведер по ноткам".

Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое слуховое восприятие ребенка.

Развитие зрительного восприятия.

Здесь необходимо всю работу направлять на формирование следующих умений и навыков:

  • умение анализировать предмет, его изображение,
  • составление картинки, разрезанной на части,
  • конструирование по образцу, по представлению,
  • умение видеть графему и ее точное расположение,
  • запоминание элементов букв,
  • различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания,
  • дописывание элементов букв и т.д.

Для этого детям можно предложить задания:

  1. "Учимся смотреть и видеть" - предлагается найти картинку, фигуру в ряду по предложенному образцу и обвести ее, найти две одинаковые картинки или фигуры в ряду из 6-7 картинок и обвести их, угадать, кого не дорисовал художник и т.д.
  2. "Учимся следить глазами" - распутывание ниточек, чтобы узнать у какого зверюшки какой домик, кто из детей любит какие фрукты и т.д., проследи за веревочкой только глазами и узнай к какому домику бежит зайка, найди выход из лабиринта.
  3. "Учимся ориентироваться в пространстве" - найди тень собачки, рассмотри рисунок и скажи кто находится перед мальчиком, справа от него, влево от него и т.д., дорисуй по клеточкам, чтобы получилась такая же рыбка и т.д., найди половинки картинок, которые подходят друг другу и соедини их, раскрась правую половину елки с игрушками так же как раскрашена левая.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта