Главная » он » Шерешевский лурия. Тренируйте свою память

Шерешевский лурия. Тренируйте свою память

Несмотря на имеющиеся доказательства того, что нам доступны не все воспоминания и их отфильтровывает какой-то механизм защиты, психологии известен один человек, способный вспомнить все.

Случай этого несчастного человека по имени Соломон Шерешевский изучал российский психолог Александр Лурия на протяжении 30 лет.

Способности Шерешевского были настолько уникальны, что он много лет зарабатывал на жизнь, выступая в театре. Ежедневно он покорял аудиторию феноменальной памятью.

К сожалению, все исполненные номера оставались в его памяти. Любой разговор его утомлял, потому что каждое услышанное или сказанное им слово вызывало десятки образов, идей и воспоминаний. Его жизнь была кошмаром.

В отчаянии он даже пробовал записывать впечатления на бумаге и затем ее сжигать. Но это не помогало. С последней надеждой избавиться от своего дара он обратился к Лурия.

Вспомнить, нельзя забыть…

Чтобы проверить способности Шерешевского, психолог дал ему список из 30 слов, запомнить которые он должен был с первого раза. Оказалось, что он мог сделать то же самое и с числами, и с набором бессмысленных слов.

Лурия заинтересовало, что его способность не была похожа на процесс запоминания информации. Это выглядело так, как будто информация сама откладывалась в его памяти, как только была услышана. К своему удивлению, Лурия обнаружил, что Шерешевский мог запомнить и никогда больше не забыть любое количество имен или предметов без каких-либо ограничений.

Через много лет он мог вспомнить дату, когда ему приходилось запомнить какую-то информацию и повторить эту информацию без единой ошибки. Однажды он вспомнил список слов и обстоятельства, с ним связанные, спустя 15 лет. Во время очередного эксперимента он закрыл глаза и сказал:

«Да, да... этот список вы дали мне однажды, когда мы были в вашей квартире. Вы сидели за столом, я в кресле-качалке... вы были в сером костюме и смотрели на меня, как сейчас... теперь, я вижу, как вы сказали...»

Затем он воспроизвел точный список слов. Еще более примечательно то, что Шерешевскому, как известному мнемонисту, предлагали тысячи наборов информации, и он запоминал их, заменяя слова или числа образами. Это стандартный метод тренировки памяти, который используют большинство мнемонистов, но похоже, что Шерешевский пришел к этому методу неосознанно — просто так работал его разум.

«Синестезия» — взаимосвязанность чувств

Например, у некоторых музыкантов каждая нота ассоциируется с определенным цветом. Для Шерешевского все слова, имена, звуки имели свои цвета, текстуры или вызывали определенные чувства. Лурия проследил за синестезическими реакциями своего пациента вплоть до самого раннего возраста. Вот что вспоминал Шерешевский:

«Когда мне было около двух-трех лет, меня учили словам молитвы на иврите. Я не понимал их смысла, и незнакомые слова поселились в моей голове в виде клубов пара и брызг... Даже сейчас я вижу эти клубы пара и брызги, когда я слышу определенные звуки».

По словам Лурия, это не такая редкость, как можно подумать. Особенно интересным примером он считал композитора Александра Скрябина, который применял собственные синестезические способности в своих концертах.

Так, в 1911 году он написал симфонию под названием «Прометей» («Поэма огня»). Симфония была написана для обычного оркестра, фортепиано, органа и хора.

Кроме того, эта партитура также включала оркестровки для цветового органа, сопровождающего музыкальное развитие сменой цветовых волн.

Свет подавался в виде облаков, лучей и других форм, которые заполняли концертный зал. Кульминацией был настолько яркий белый свет, что больно было смотреть.

Простая речь принимала для него такую форму: гласные возникали как простые фигуры, согласные — как брызги, например, «А» была «белая и длинная». Это было как если бы голографическая обработка внешней «реальности» внутри Шерешевского в некотором роде перепуталась.

С цифрами была похожая ситуация. Шерешевский воспринимал цифру 2 беловато-серой, а 8 — молочно-голубой, как известь. Поэтому для него не было никакого различия между зрительными, слуховыми и вкусовыми восприятиями. Как считал Лурия, эта особенность занимала центральное место в его памяти.

Подробности прошлого

Кажется, что Шерешевский мог вспомнить события прошлого во всех подробностях. Его детские воспоминания были богаты деталями. Он помнил себя в годовалом возрасте:

«Я был очень маленький, возможно, мне было меньше года. Наиболее ярко всплывает в памяти мебель в комнате, не вся, я этого не помню, а только в углу комнаты, где стояла мамина кровать и колыбель. Колыбель — маленькая кроватка с перегородками по обе стороны и витым плетением понизу, и она качается.

Я помню, что обои в комнате были коричневые, а кровать белая. Я вижу, как мать берет меня на руки, а затем снова кладет обратно. Я чувствую движение, ощущение тепла, а потом неприятное ощущение холода».

Особенно интересно, что он помнил ощущения тепла и холода и чувство движения. Это напоминает образы, которые вызывал Пенфилд у больных эпилепсией . Похоже, что именно этот тип воспоминаний, который можно стимулировать с помощью электрического раздражителя, приложенного к височной доле мозга, мог вызвать Шерешевский по собственному желанию. Шерешевский, кажется, имел даже более ранние воспоминания:

«Именно это чувство возникало при контакте с матерью: до того как я начал узнавать ее, это было простое чувство — "хорошо". Нет формы, нет лица, только что-то наклонилось надо мной, от чего идет хорошее...

Приятное... Видеть мать было для меня как смотреть на что-то через объектив камеры. Сначала нельзя ничего разглядеть, просто круглое мутное пятнышко... Затем появляется лицо, и его черты становятся более четкими».

То, каким образом Шерешевский описывает самые ранние впечатления о матери, очень интересно и может быть косвенным доказательством правдивости его воспоминаний. В 1930-х годах структура глаз ребенка уже была известна, и считалось, что они видят как взрослые.

Механизмы зрения и внимания на этом этапе уже полностью развиты, так что этот вывод казался разумным. Тем не менее исследования, проведенные за последние 30 лет, показали, что, хотя двухмесячные младенцы в состоянии фокусировать изображения на сетчатке, их зрение все еще нечеткое.

Оптика глаза в этот период уже развита, а области мозга, ответственные за зрение, еще нет. Если продолжить аналогию с камерой, причина того, что зрение ребенка является размытым, вовсе не в «объективе», а в «пленке».

Сетчатка (оболочка глаза), как дополнение к другим зрительным частям мозга, у младенцев развита не полностью. Разумно предположить, что Шерешевский описывал реальное воспоминание, а не выдуманные образы.

Шерешевский обладал особым талантом вспоминать события, но судя по фактам, у всех нас в памяти хранится такая информация: проблема лишь в доступе к ней.

Это можно сравнить и с доступом к огромной библиотеке при незнании порядка хранения книг — приходится брать их случайным образом. Лишь некоторые люди, такие как Шерешевский, знают порядок хранения и могут быстро найти нужные воспоминания.

Раздвоение личности — путь к неограниченным возможностям?

Наиболее важные воспоминания мнемониста Лурия раскрыл позже, когда обсуждал его личность. Оказывается, у Шерешевского были признаки раздвоения личности. О чем говорит этот поразительный комментарий:

«Мне нужно было идти в школу... Я видел себя здесь, в то время как "он" должен был уходить в школу. Я злюсь на "него" — почему "он" так долго собирается?»

А потом он вспоминает еще один случай из детства:

«Мне восемь лет. Мы переезжаем в новую квартиру. Я не хочу уходить. Мой брат берет меня за руку и ведет вниз. Я вижу там человека, который грызет морковь. Но я не хочу идти... Я остаюсь в доме — то есть я вижу, как "он" стоит у окна в моей старой комнате. Он никуда не уходит».

По словам Лурия, это раздвоение между «я», которое приказывает, и «он», который выполняет приказы, сопровождало Шерешевского на протяжении всей жизни.

Лурия употреблял выражение «раздвоение личности», но на самом деле считал, что это просто некая форма копировального механизма, что необычные умственные способности, возможно, возникли у Шерешевского потому, что в некотором роде у него был доступ к информации, которая была предназначена не для него. В записях за октябрь 1934 года Шерешевский говорит следующее:

«Представьте ситуацию. Я сижу в вашей квартире, поглощенный собственными мыслями. Вы, как гостеприимный хозяин, спрашиваете: "Как вам нравятся эти сигареты?" — "Если честно, так себе".

То есть я бы так никогда не ответил, а "он" может. Это нетактично, но я не ногу ему это объяснить. "Я" понимает это, а "он" нет. Как только я отвлекусь, "он" сразу говорит то, чего говорить не должен».

Получается, что обе личности Шерешевского общаются между собой вербально. Слова «я не могу ему это объяснить» являются тому подтверждением. В нем живут две отдельные личности.

«Нижнее» я, кажется, живет в нормальном мире, с ограниченной памятью и восприятиями. Второе, высшее «я» населяет сознание более высокого уровня, обладающее неограниченными воспоминаниями, но маленькое и маловажное.

Большинство из нас — жители только одного мира, где наша память ограничена. Но, похоже, некоторые люди могут получить доступ к этому высшему «я» (как в случае с шизофрениками) или «стать» им. В случае с Шерешевским высшее «я» было частью его обыденного сознания.

⚓ Позволь себе роскошь стать собой

Его называли человеком, который помнил всё. Благодаря своему невероятному дару он прославился и сделал карьеру эстрадного мнемониста. То, как запоминал Шерешевский, очень похоже на современные приёмы мнемотехники.

Вот только ему не нужно было ничего тренировать, мозг сам формировал связи между образами - естественно и непринужденно. Единственная проблема, которая волновала Соломона Вениаминовича, как научиться забывать.

Соломон Шерешевский родился в конце XIX века в России. В детстве отличался хорошим слухом и хотел стать скрипачом, однако болезнь уха поставила крест на карьере музыканта. Тогда Соломон перепробовал несколько профессий и устроился работать репортером в газету. Там и заметили его талант. На одной из планерок редактор разозлился, что парень не записывает перечень из адресов и поручений. Когда Соломон заявил, что и так все прекрасно помнит, начальник не поверил и принялся проверять. Убедившись, отправил подчиненного к психологу.

С врачом Шерешевскому повезло. Или врачу повезло с пациентом. Так или иначе, их совместная работа принесла пользу обоим. Обследовал Соломона молодой психолог Александр Лурия - будущий профессор, академик и основатель советской школы нейропсихологии. По итогам своих 30-ти летних наблюдений за Шерешевским Лурия создал «Маленькую книжку о большой памяти», в которой подробно описал, как мыслил и запоминал мнемонист.

Урок №1: мыслить ассоциациями

Феноменальная способность Шерешевского к запоминаю основана на врожденной синестезии. Для него слова и цифры не были просто словами и цифрами. Они могли рождать визуальные, вкусовые или осязательные ассоциации . Шерешевский говорил:

1 - это острое число, независимо от его графического изображения, это что-то законченное, твердое... 5 - полная законченность в виде конуса, башни, фундаментальное, 6 - это первая за "5", беловатая. 8 - невинное, голубовато-молочное, похожее на известь.

Доходило до того, что Соломон выбирал еду по звуку. Жаловался, что не может есть майонез, поскольку «з» портит вкус.

Урок № 2: метод мест

То, что мы сегодня называем методом Цицерона, методом римской комнаты или методом мест, Шерешевский интуитивно использовал еще до начала своей карьеры мнемониста. Суть его в том, чтобы образы, которые нужно запомнить, располагались в воображении в хорошо знакомом месте. Обычно Соломон развешивал свои ассоциации на какой-нибудь дороге. Это могла быть улица его родного города или одна из московских улиц, например, улица Горького. Правда, иногда, мысленно гуляя по ней, он неожиданно возвращался к дому своего детства в Тверской области.

Урок №3: ассоциации должны быть крупными

Шерешевский не всегда припоминал безошибочно. Пробелы в воспроизведении случались. И нередко. Когда Соломон понял, в чем причина, объяснял доктору:

Я поставил "карандаш" около ограды… и вот карандаш слился с этой оградой, и я прошел мимо него... То же было и со словом "яйцо". Оно было поставлено на фоне белой стены и слилось с ней. Как я мог разглядеть белое яйцо на фоне белой стены! "Маленькая книжка о большой памяти"

Естественным выходом из ситуации стало увеличивать объекты-ассоциации и ставить их в воображении на хорошо освещенное место.

Урок №4: сокращение и символизация образов

Мозг Шерешевского выстраивал очень сложные ассоциации. Чтение стихов доставляло муку: слишком много образов громоздилось в сознании, они толпились и мешали друг другу. Такие сложные ассоциации нужно было как-то упростить. Эта проблема встала особенно остро, когда Соломон стал работать эстрадным мнемонистом, показывая «фокусы памяти». Теперь, если ему говорили «всадник», он рисовал в голове лишь ногу со шпорой, а не подробности крестового похода.

Урок №5: научиться забывать

Поначалу необходимость забывать Шеришевского нимало не волновала. Он мог запомнить все. Места в голове хватало и на воспоминания младенчества (он описывал, как воспринимал мать, находясь в колыбельке) и на задания главного редактора. Но когда Соломон стал развлекать публику своим талантом, возникла проблема. Он частенько выступал в одних и тех же залах, писал на одной и той же доске. Иногда по несколько раз на день. В его голове хранилось множество таблиц с цифрами, которые нужно было дополнить по памяти. И дополняя очередную во время выступления, он просто боялся их перепутать. Но Шерешевский нашел ключик к решению и этой проблемы.

"Однажды, - это было 23 апреля - я выступал 3 раза за вечер. Я физически устал и стал думать, как мне провести четвертое выступление. Сейчас вспыхнут таблицы трех первых... Это был для меня ужасный вопрос... Сейчас я посмотрю, вспыхнет ли у меня первая таблица или нет... Я боюсь как бы этого не случилось. Я хочу - я не хочу... И я начинаю думать: доска ведь уже не появляется, - и это понятно почему: ведь я же не хочу! Ага!.. Следовательно, если я не хочу, значит, она не появляется... Значит, нужно было просто это осознать". "Маленькая книжка о большой памяти"

Конечно, случай Шерешевского исключительный. Но если мы можем применить те же приемы мнемотехники , возможно, и нам достаточно осознать потенциал своего мозга. Научитесь его использовать с помощью нашего

Соломон Вениаминович Шерешевский (1886-1958) - обладатель феноменальной памяти, профессиональный мнемонист.

Биография

Родился в городе Торжок Тверской губернии. Его отец был владельцем книжного магазина, мать, хотя и не получила образования, но была начитанной и культурной женщиной. Все его многочисленные братья и сестры - обычные, уравновешенные, иногда одаренные люди, никаких душевных заболеваний в семье не наблюдалось.

Соломон окончил начальную школу, затем у него обнаружились способности к музыке. Он поступил в музыкальное училище, хотел стать скрипачом, но после болезни уха слух его снизился, и он понял, что вряд ли сможет быть музыкантом. Некоторое время искал, чем бы заняться, и случай привел его работать репортёром в газете. Редактор газеты первым обратил внимание на необычные способности молодого журналиста и посоветовал обратиться к специалистам. Так его знаменитую «цветную» память начали исследовать психолог Александр Лурия и учёный-физиолог академик Леон Орбели.

В дальнейшем Соломон Шерешевский стал работать в цирке мнемонистом, поражая зрителей феноменальной способностью запоминать слова, цифры, фразы. Он мог безошибочно вспомнить те же самые слова, цифры, фразы через 15-25 лет. Память Шерешевского была построена прежде всего на спонтанных синестетических ассоциациях. Соломон Шерешевский написал книгу «Записки мнемониста».

При некоторых опытах Лурия с Шерешевским присутствовал С. М. Эйзенштейн, который впоследствии упоминал Шерешевского в своих трудах.

Александр Лурия описал жизнь Шерешевского под именем «Ш» в книге «Маленькая книжка о большой памяти». Фильм Кристофера Дойла «Прочь слова!» во многом вдохновлён этим описанием.

Примечания

  1. Сергей Эйзенштейн Избранные произведения
  2. Журнальный зал | НЛО, 2007 N88 | ОКСАНА БУЛГАКОВА - Теория как утопический проект

Ссылки

  • Лурия А. Р. «Маленькая книжка о большой памяти»
  • Анохин К. В. Видеолекция с рассказом о Шерешевском.
  • Соломон Шерешевский. Документальный фильм из цикла «Гении и злодеи». Россия-Культура. 15.01.2017.
  • 5 уроков памяти Соломона Шерешевского на powermemory.ru

Помните ли вы, что ели на обед или ужин три дня назад? Наверняка многие не смогут ответить уверенно… Между тем, на земле живут люди, способные вспомнить самые мельчайшие детали из своей жизни начиная с раннего детства, день за днем… Их немного - всего несколько десятков. Специалисты связывают это явление с так называемым синдромом гипертимезии.

Знакомьтесь: гипертиметики!

"Страдающие" этим синдромом способны воспроизводить все подробности, касающиеся их личной биографии. Сам термин "гипертимезия" появился в 2006 году. Ученые однозначно определили его как патологию, нарушение мышления… Также они выяснили, что люди с гипертиместическим синдромом возникают неконтролируемые бессознательные ассоциации между различными объектами, датами и проч., что и способствует "вспоминанию".

Ранее считалось, что на планете живет не более 20 человек, обладающих "суперпамятью". Специалисты Калифорнийского центра нейробиологии привлекли к исследованию более двух тысяч добровольцев, считавших, что у них прекрасная память. Их попросили ответить на 60 вопросов, ответы на которые могли дать только "гипертиметики".

Например, 62-летняя американская актриса и продюсер Мэрилу Хеннер помнит себя с полуторагодовалого возраста. Она вспоминает, что в этот день играла со своим братом. Далее она может подробно поведать обо всех днях своей жизни - что она делала каждый день, о чем говорила, с кем общалась, какие смотрела телепередачи… Хеннер помнит также всех людей, которых когда-либо встречала.

Еще один подобный "феномен" - американка Джилл Прайс, которую в 2006 году обследовали ученые Калифорнийского университета в Ирвайне. Правда, помнит она себя не с раннего детства, а с 14 лет. Достаточно назвать произвольную дату, как женщина тут же расскажет, чем она тогда занималась, какая в тот день была погода и какие события случились в мире… Джилл написала о самой себе книгу "Женщина, неспособная забыть".

"Женщина-календарь"

Одна дама, имя которой держится в секрете, способна вспомнить любую дату своей жизни, начиная с 1974 года, назвать точный день недели и в подробностях описать, какие события с ней тогда происходили. Друзья дали ей прозвище "Женщина-календарь".

В отличие от других известных людей с выдающейся памятью, женщина , которой в научных исследованиях присвоен шифр AJ, не использует для запоминания никаких специальных приемов.

Правда, она не слишком хорошо усваивает информацию, не значимую для нее самой, и во время учебы всегда испытывала трудности со систематизацией полученных знаний. Воспоминания в ее мозгу выглядят как поток сознания, непрерывная "кинохроника".

Феномен Шерешевского

Также существует синдром гипермнезии, когда человек способен досконально запоминать информацию, касающуюся не только его самого, но и вообще любую.

Так, в 20-х годах прошлого столетия в лабораторию российского психолога Александра Лурии явился человек по фамилии Шерешевский и попросил проверить его память. Оказалось, что Шерешевский без труда запоминает ряды или таблицы из 50, 100 и более чисел, легко удерживает в памяти длинные ряды слов, в том числе на чужих языках, и даже бессмысленных слогов. Кроме того, он на лету схватывал музыкальные мелодии. Но это еще не все. Память испытуемого фактически не имела границ! Он помнил то, что услышал много лет назад!

Исследования продолжались несколько десятилетий. Между тем Шерешевский оставил журналистику и стал выступать на сцене, демонстрируя свои феноменальные способности.

Со временем выяснилось, что Шерешевский учился в школе, где преподавалась мнемотехника… Он и не скрывал, что запоминает материал, выстраивая образные ассоциации. Однако забывать не нужную ему информацию этот человек был не в состоянии, что, по некоторым данным, и могло стать причиной его смерти в возрасте до 40 лет.

Впрочем, сведений о жизни Шерешевского вообще крайне мало - возможно, его пытались как-то "законспирировать". Лурия обозначал его первой буквой фамилии - Ш. Полное имя-отчество фактически нигде не упоминается. Исследователей, по-видимому, интересовали больше уникальные особенности Шерешевского, чем его личность, и в историю он вошел прежде всего как артист оригинального жанра и объект для изучения.

К 2014 году удалось выявить около 50 индивидов с такими способностями. На сегодняшний день эксперты не могут точно определить причину "аномальной памяти", однако уже предположили, что дело тут в увеличении размеров височных долей и хвостатого ядра в мозге. Впрочем, это пока только гипотеза.

Была ли у Шерешевского феноменальная память?

По материалам книги А.Н.Леонтьева «Развитие памяти», Москва, 1931 год

В своей книге «Развитие памяти» А.Н.Леонтьев пишет: «Исследование исключительных случаев памяти имеет в психологии то значение, что оно позволяет вскрывать некоторые ее механизмы, обычно не обнаруживающие себя с достаточной ясностью. Это одинаково справедливо и в отношении памяти, опирающейся на искусственные мнемотехнические приемы, которая как бы в подчеркнутой и вместе с тем упрощенной форме демонстрирует нам принципиальную структуру всего высшего запоминания и, пожалуй, еще более в отношении памяти натуральной. Именно такие исключительные случаи и дают нам возможность проникнуть в природу тех процессов, которые, составляя органическую основу высших форм памяти, вместе с тем разрушаются под влиянием их развития и которые таким образом оказываются в нормальных случаях недоступными непосредственному изучению.

А.Н.Леонтьев совместно с С.В.Выготским на протяжении 1,5 лет исследовал С.В.Шерешевского, принадлежавшего к числу лиц, обладающих наиболее выдающейся по своей силе памятью. Психологи начали изучение памяти Шерешевского еще до того, как он сделал демонстрацию феноменальной способности запоминать своей профессией.

В первом эксперименте Шерешевскому предложили для запоминания ряд, состоявший из 40 осмысленных слов. Каждое слово называлось вслух один раз, после чего испытуемый сам подавал знак к чтению следующего слова. Средний интервал между читаемыми словами составил приблизительно 4 секунды.

После запоминания 40 слов (на это Шерешевскому потребовалось 160 секунд), все слова были воспроизведены совершенно правильно и в порядке их запоминания. Воспроизведение 40 слов заняло 1 минуту 10 секунд. То есть, средняя скорость припоминания одного слова составила 1,75 секунды.

Для Шерешевского не составило никакого труда воспроизвести последовательность слов в обратном порядке. Он также мог легко назвать предшествующее и последующее слово, соседнее в ряду со словом, ему предъявляемым. Эта операция занимала у него не более 1-2 секунд.

После этого Шерешевскому было предложено запомнить ряды, состоящие из бессмысленных слогов, затем ряды, состоящие из отдельных цифр. Но, как и при запоминании осмысленных слов, психологи не смогли установить предел объема памяти Шерешевского. Напомню вам, что классические тесты по тестированию кратковременной памяти имеют ограничения в 20 единиц, так как основная масса людей запоминает в среднем 5 - 7 цифр из однократно предъявляемого ряда. Таким образом, Шерешевский, запомнив 40 слов, «зашкалил» классический тест на проверку кратковременной памяти.

Шерешевскому предъявлялись слова, являющиеся разными частями речи (прилагательные, наречия, глаголы). Он совершенно уверенно воспроизводил длиннейшие ряды, представляющиеся особенно бессмысленными из-за различия падежей, глагольных форм и т.п.

Кроме предъявления слухового, психологи пробовали предъявлять Шерешевскому материал для запоминания (цифры, буквы) также и в графической форме. И в этом случае точность воспроизведения была весьма высокой, причем сам процесс запоминания значительно ускорялся.

Исследователи не могли успокоиться и придумывали для Шерешевского все более сложные задания. Они дали ему таблицу, состоящую из 28 букв. При этом в таблице встречалось всего 4 буквы, которые многократно повторялись, образуя самые различные комбинации. Но и с этим заданием он справился великолепно. На запоминание такого материала он затратил 2 минуты и 45 секунд. После чего воспроизвел эту таблицу с такой скоростью, что экспериментаторы не успевали проверять за ним.

Условия опытов еще более усложнились, когда испытуемому предложили воспроизвести буквы по отдельным вертикальным столбцам, которые назывались в беспорядке (первый столбец, пятый столбец, третий столбец и т.д.) Но и в этом случае воспроизведение оказалось вполне точным.

Аналогичные этим эксперименты проводились и с заучиванием цифровых таблиц, содержащих до 60 цифр. В общем, эффективность и быстрота запоминания Шерешевского колебалась у него в довольно значимых пределах. Скорость запоминания и припоминания находилась в зависимости от его субъективного состояния в данный день. Большое значение для него имели и внешние условия эксперимента. Когда запоминание происходило в аудитории, где было много студентов, скорость и качество запоминания снижались. По-видимому, большое количество людей мешало сосредотачиваться.

Авторы пишут, что им не удалось установить точных пределов возможностей памяти Шерешевского, но они сообщают данные экспериментов с запоминанием цифр, которые сравнивают с материалами, полученными А.Бине на своих испытуемых (Диаманди, Иноди).

Вот эта таблица

Диаманди

Иноди

Шерешевский

Время, необходимое для заучивания 25 цифр

3 мин

45 сек

50 сек

Время воспроизведения цифр в прямом порядке

9 сек

19 сек

17 сек

Время воспроизведения цифр в прямом порядке в форме чисел

9 сек

7 сек

10 сек

Время воспроизведения цифр в обратном порядке

35 сек

1 мин

45 сек

Время воспроизведения цифровой таблицы по восходящим рядам

36 сек

6 сек

18 сек

Интересно проанализировать эту таблицу с точки зрения нормативов, установленных в системе запоминания «Джордано». Напомню вам, что при запоминании цифровой информации нормативное время для ученика составляет 6 секунд на одно двузначное число (на две цифры). В системе «Джордано» цифровые сведения запоминаются с помощью образных кодов двузначных чисел - заранее заученных образов-заменителей чисел.

Таким образом, по ученическим нормативам на запоминание 25 цифр вполне достаточно 75 секунд. Но при непродолжительной тренировке это время можно сократить вдвое - 37,5 секунды.

С современной точки зрения, Диаманди запоминал очень медленно - 14,4 секунды на зрительный образ. Иноди - 3,6 секунды на образ. Шерешевский - 4 секунды на зрительный образ.

Следует также учитывать и очень маленький объем запоминаемых чисел. На таком объеме можно развивать очень высокую скорость запоминания. Так, Доминик запомнил колоду из 52 карт за 41,43 секунды. Средняя скорость запоминания образа-карты составила 0,8 секунды.

По нормативам системы запоминания «Джордано» Диаманди не прошел бы тестирования - такая скорость запоминания недопустима. Иноди и Шерешевский запоминали на уровне очень хороших учеников, но не более. На феноменальные способности их скорость запоминания не тянет. Сравните с результатами Доминика.

На скорость припоминания цифр в представленной таблице можно не обращать внимания. Скорость припоминания сильно зависит от метода запоминания. Если бы исследователи заранее обговорили условия эксперимента, мнемонисты выбрали бы наиболее подходящий способ запоминания таблицы, и время ее воспроизведения у всех бы было примерно одинаковым. Скорость припоминания запомненных сведений ограничивается только скоростью речи. Кто быстрее говорит, тот быстрее и вспомнит все цифры.

Шерешевский - 123 секунды, Иноди - 165 секунд и Диаманди - 420 секунд. Что соответственно составило среднюю скорость запоминания на одно двузначное число: 4,92 секунды у Шерешевского, 6,6 секунды - у Иноди и 16,8 секунд - у Диаманди.

Леонтьева больше всего поражает исключительная прочность памяти испытуемого, с которой сохраняется запомненный материал. В один из сеансов он совершенно неожиданно для испытуемого предложил припомнить содержание слов, прочитанных в первом опыте с ним, который проводился около 10 месяцев назад. Шерешевский в ответ на это предложение самым детальным образом описал обстановку лаборатории, присутствующих лиц, место, которое занимало каждое из них, свое собственное положение по отношению к окну и наконец воспроизвел весь тот материал, который ему давался в тот раз, пропустивши приблизительно из 100 слов всего одно слово, причем эта ошибка была им самим тотчас же замечена.

Леонтьев пишет, что им удалось совершенно бесспорно установить полное отсутствие у Шерешевского какой бы то ни было вспомогательной мнемотехнической системы. В этом их убедили данные опытов, проводившихся на «сверхтрудном» (для необученного запоминанию человека) для заучивания материале, исключающем всякую возможность применения каких бы то ни было вспомогательных средств (цепочки слов и маленькие цифровые таблички).

Шерешевский обыкновенно запоминал стоя, закрывая глаза после каждого прочитанного ему слова или группы слов. То поднимал руки к лицу, то несколько притягивал их вперед и вниз, как бы поддерживая ими какой-то легкий, но очень громоздкий предмет. Иногда в процессе припоминания испытуемый делал с закрытыми глазами несколько шагов вперед.

После того как весь материал был ему прочитан, он на несколько секунд снова закрывал глаза («Проверяю», - говорил испытуемый в таких случаях) и затем воспроизводил его иногда с видимым напряжением, иногда, наоборот, с чрезвычайной легкостью. Предшествующий удержанный им материал видимо совершенно не мешал запоминанию нового материала.

На основании всех этих наблюдений исследователи предположили, что имеют дело с памятью наглядно-образного, эйдетического типа. (Здесь Леонтьев имеет в виду то, что Шерешевский убедил их косвенно, что видит цифровые таблицы непосредственно в своем воображении, как на листе бумаги, в виде цифр).

Леонтьев пишет: «Наличие у нашего испытуемого таких оптических образов подтверждается тем, что, когда мы предлагали ему изменять порядок воспроизведения небольшой таблицы, переходя от чтения по горизонтальным рядам к чтению цифр по рядам вертикальным, он обычно старался тотчас же повернуть и свою голову, как бы читая по перевернутому тексту". С другой стороны, в специальных поставленных с ним опытах мы не смогли обнаружить у него никаких чисто эйдетических феноменов в собственном, узком смысле этого слова».

Сам испытуемый показывает по поводу запоминания им цифровых таблиц следующее: «Когда я слушаю или смотрю на цифры, то потом, закрывая глаза, вижу перед собой на расстоянии 2-3 шагов большую таблицу, гораздо больше, чем она есть в действительности - приблизительно размером 1 м х 1,5 м. Иногда я вижу ее величиной с целую стену - тогда мне очень трудно работать, трудно ее осмотреть одним взглядом. Поэтому я всегда стараюсь сделать ее как можно меньше, сжимаю плечи, и действительно она как-то меньше тогда делается, уже. Чем меньше та таблица, которую мне дают для заучивания, тем удобнее, тем меньше и та таблица, которую я потом вижу с закрытыми глазами.

Цифры я вижу написанными белым по черному фону (фон это рыхлый - пальцем его можно проткнуть), они всегда красивы по форме, лучше, чем когда они написаны; когда они написаны плохо, то они только хуже видны, но остаются такими же красивыми. В длинных таблицах я вижу цифры ряд за рядом, иногда вижу их все сразу. Когда таблица слишком близко от меня, то я могу отодвинуть ее дальше руками или грудью (таким движением, как будто я вперед падаю). Если же она отодвигается слишком далеко, то я держу ее руками снизу, как очень большую раму и иду к ней сам, что гораздо труднее.

Когда протягиваю руки, они кажутся мне очень длинными, Иногда, чтобы облегчить воспроизведение, я показываю сам себе пальцем цифры на таблице; тогда палец делается огромным и вытягивается до самой таблицы. Иногда цифры на таблице исчезают, но я могу их восстановить, для этого мне нужно только открыть глаза, а потом снова их закрыть.

Цифры таблицы, когда я закрываю глаза, стоят передо мной назойливо, так что трудно от них избавиться. Если я мог бы писать с закрытыми глазами, я еще лучше, еще точнее их воспроизводил бы, но как только я открываю глаза или начинаю говорить, так уже не могу, не успеваю их передать, и приходится возвращаться к ним снова и снова.

Очень трудно избавиться от этих цифр; после сеанса они долго остаются перед глазами, тогда я незаметно от других провожу рукой по таблице, стираю ее или беру и перевертываю, как перевертывают страницы в книге, или срываю, как листок календаря… Тогда цифры уходят.

Когда мне дают сразу две таблицы, то я делаю их разного цвета, но как я это делаю, я не знаю…»

Интересно отметить, что исследователи, по-видимому, совершенно были не осведомлены в элементарных вопросах мнемотехники: «По аналогии с этим механизмом зрительного запечатления цифровых таблиц мы пытались себе объяснить и запоминание им словесного материала; предположивши, что оно опирается также на эйдетоидные явления, но слухового порядка, мы с этой точки зрения пытались анализировать полученные нами в опытах с ним данные. Однако здесь мы натолкнулись на целый ряд трудностей. Прежде всего, нам оставалась непонятной его способность воспроизводить слова одинаково быстро как в порядке их предъявления, так и в порядке обратном; мы не могли далее найти причину, которая в этом случае заставляла бы испытуемого закрывать глаза, производить известные движения руками, словом, вести себя так, как если бы оперировал с чисто зрительными образами».

Разумеется, Шерешевский запоминал слова на слух, преобразовывая их в зрительные образы и запоминал их последовательность путем образования связи либо непосредственно в цепочке слов-образов, либо с заранее подготовленными опорными образами (локи). А как еще можно запоминать? Дальше мы можем прочитать следующий весьма любопытный абзац.

«Когда испытуемому нужно осмыслить слово, то он старается освободиться от его зрительного образа, потому что он только мешает ему соотнести слово с тем смыслом, которое оно выражает». Интересно, Леонтьев сам понял, что написал? Дело в том, что слова в мозге человека жестко связаны условно-рефлекторной связью с определенными зрительными образами. Человек понимает слово «карандаш» именно потому, что это слово вызывает в воображении картинку карандаша. То есть, зрительный образ, возникающий в воображении под стимулирующим воздействием слова - это и есть СМЫСЛ слова. Если какое-то слово не вызывает образа в воображении, то про него говорят, что оно не имеет смысла, не понятно, «не ВИЖУ смысла».

Большинство выводов о памяти Шерешевского и об особенностях его мышления Леонтьев и Выготский делают исключительно на основе рассказов самого Шерешевского.

Вызывает удивление тот факт, что память Шерешевского тестировалась на логически не связанной информации - информации наиболее простой для запоминания с помощью методов мнемотехники. Между тем, исследователи могли бы легко привести способность запоминания Шерешевского к норме, если бы, например, резко сократили время запоминания. Если бы цифровой ряд диктовался с достаточно высокой скоростью, Шерешевский, как и любой другой человек, обученный технике запоминания, не успевал бы применять приемы запоминания, и запомнил бы точно такой же объем как и любой другой «нормальный» человек.

Шерешевский вряд ли смог бы запомнить другие виды информации, предъявляемые однократно: китайские иероглифы, однократно читаемый текст на незнакомом языке, проговариваемые в обычном темпе серии телефонных номеров с фамилиями. Странно, что его память не была подвергнута таким испытаниям.

Так была ли у Шерешевского феноменальная память или он использовал мнемотехнику? Результаты опытов Выготского и Леонтьева говорят сами за себя - Шерешевский пользовался техникой запоминания, при этом его навык запоминания был вполне обычным. Такие результаты, какие описываются в книге Леонтьева, может продемонстрировать любой человек, прошедший месячный курс обучения мнемотехники.

Кстати, Шерешевский, как и несколько других известных «феноменов», учился в школе, где преподавалась мнемотехника…



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта